Поменять модель развития

Александр Чертков
10 декабря 2012, 00:00

Чтобы Дальний Восток развивался эффективно, необходимо создать условия для привлечения больших инвестиций в промышленность, устранить энергетическую и транспортную изолированность региона и создать комфортные условия жизни

Огромному региону нужны крупные прорывные проекты, хорошая транспортная сеть, объединенная в единую систему страны энергетика и люди, которые хотят здесь жить. Эти проблемы предстоит решать министру по развитию Дальнего Востока Виктору Ишаеву

Вопросами развития гигантского российского региона — Дальнего Востока и Забайкалья теперь занимается специально созданное министерство, которое возглавил Виктор Ишаев, полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе. Сейчас его ведомство готовит проект государственной программы социально-экономического развития региона на период до 2025 года. О том, какие положения должны быть зафиксированы в этом документе, министр по развитию Дальнего Востока рассказал «Эксперту».

Виктор Иванович, президент Российской Федерации Владимир Путин поставил вам четкую задачу: в первом квартале 2013 года разработать и внести в правительство проект госпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Как идет работа над проектом?

— Для нашего коллектива разработка программы развития региона не новая задача. Еще в 1992 году на заседании межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» руководители субъектов Российской Федерации решили разработать программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Ее приняли в 1996 году. Объемы финансирования, выделяемые из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы, были недостаточны и составляли не более одного миллиарда рублей на 13 субъектов, участвовавших в ней. Коренные изменения произошли в 2006 году после заседания Совета безопасности Российской Федерации под председательством президента. Финансирование программы было увеличено в десятки раз.

Сегодня глава государства поставил задачу дальнейшего развития Дальнего Востока, которая предусматривает смену модели развития с «догоняющей» на «опережающую», превращение его в современный, конкурентоспособный регион с мощной экономикой, с созданием комфортных, сравнимых со среднероссийскими условий жизни населения. Именно поэтому должна быть разработана государственная программа, целевые показатели которой обеспечат ускоренное развитие макрорегиона.

Минвостокразвития России также займется разработкой новой Федеральной целевой программы развития региона и проекта Федерального закона «О развитии Дальнего Востока». В нем мы хотим предусмотреть механизмы создания особых условий с целью ускоренного развития территории.

Задача непростая, но у нас наработана серьезная информационно-аналитическая база, издан ряд научных работ. Уверен, с этими задачами мы справимся.

Дальний Восток всегда развивался под патронажем государства. И хотя времена были разные, но во все эпохи — и при Столыпине, и при Брежневе — идеология движения на восток была сходной. На каких позициях основывается эта идеология сейчас?

— Развитие Дальнего Востока должно основываться на мощных инвестициях на базе государственно-частного партнерства, а также на реализации крупных проектов, которые должны стать точками роста экономики. Кроме того, для бизнеса и для дальневосточников здесь должны быть созданы особые условия.

Реалии таковы, что без развития Дальнего Востока невозможно представить дальнейшее движение России.

Центром экономической жизни становятся страны АТР, европейские рынки практически рухнули, и в этой ситуации России следует повернуться лицом к Тихоокеанскому макрорегиону. Мы должны стремиться к тому, чтобы Дальний Восток стал фасадом России в АТР, превратился в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, структура которой будет ориентирована на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

Это потребует значительных средств. У вашей команды уже есть идеи по привлечению в регион новых инвестиций?

— По оценкам экспертов, для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока на его территорию необходимо ежегодно привлекать из внебюджетных источников не менее 600–800 миллиардов рублей инвестиций.

Сумма государственных ассигнований, как показывает опыт, только на реализацию ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», входящей в госпрограмму, должна быть не менее 100 миллиардов рублей ежегодно.

Льготы и преференции для экономики Дальнего Востока необходимо утвердить законодательным путем. Приемлемы любые механизмы, которые могут дать развитие Дальнему Востоку. Если этого не делать, мы можем потерять значительно больше.

В частности, мы предлагаем новый подход к ставкам налога на добычу полезных ископаемых. Учитывая слабо развитую инфраструктуру, нужно либо обнулить ставки НДПИ, либо ввести их дифференциацию.

Говорить о конкурентоспособности экономики Дальнего Востока сегодня сложно — высокие транспортные и энергетические тарифы губят экономику. Считаю необходимым обеспечить субсидирование из федерального бюджета предприятиям и населению затрат на энергетические и транспортные тарифы до достижения ими среднероссийского уровня.

Мы предлагаем также создать специальные условия образования на территории Дальнего Востока особых экономических зон, предусматривающие в том числе возможность их резидентам осуществлять производственную деятельность по добыче и переработке полезных ископаемых. Стоимость кредитных ресурсов не должна превышать ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России.

В законе мы хотим предусмотреть установление повышенных районных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате, пенсиям, стипендиям и иным выплатам гражданам, проживающим на территории дальневосточных субъектов Российской Федерации. Да, сегодня доходы дальневосточников выше, чем в среднем доходы россиян. Однако покупательная способность ниже из-за высоких цен и тарифов.

Какие инвестиционные проекты, на ваш взгляд, будут реализованы в ближайшем будущем? Как они интегрируются в госпрограмму?

— Составной частью государственной программы станут ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области». Сюда войдут также программы регионального развития и инвестиционные проекты с участием Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Перечень проектов, финансирование которых может идти из внебюджетных источников, уже подготовлен. В первую очередь речь идет об инфраструктурных проектах, ведь бизнес не придет на пустое место, где строительство дороги к месторождению в пять раз дороже его освоения.

Считаю, что опорная сеть железных дорог в регионе должна включать четыре составляющие. Необходимо модернизировать Транссиб и порты, на которые выходит магистраль. Строительство второго пути БАМа увеличит пропускную способность магистрали до 110 миллионов тонн в год. По сути, ее можно назвать БАМ-2. Речь также идет о строительстве мостового или тоннельного перехода на остров Сахалин. Это усилит геополитическое положение России на Дальнем Востоке. И наконец, выход на Транссиб должна получить Транскорейская магистраль.

Существующую сеть автомагистралей необходимо дополнить трассой Большой Невер—Якутск, далее выходящей на Магадан и затем, двумя ответвлениями, на Камчатку и Чукотку. Нужен и выход Якутии к морю через Аяно-Майский район Хабаровского края.

У нас есть мощная программа по развитию морской транспортной инфраструктуры — это Северный морской путь с хабом в Петропавловске-Камчатском. Задача важная. Во-первых, это обозначит наши права на освоение шельфа Северного Ледовитого океана. Во-вторых, постоянная навигация вдоль российских берегов, как утверждают японцы, — наилучший способ доставки грузов в Европу. Северным путем перевозки обойдутся на 40 процентов дешевле, чем по железной дороге. Для российской стороны программа выгодна и экономически не слишком затратна.

Немаловажная задача — развитие трубопроводной системы. А далее — нефте- и газохимии. В городе Находка Приморского края должен быть построен гигантский нефтехимический комплекс. В Амурской и Сахалинской областях — нефтеперерабатывающие заводы. В следующем году начнется строительство газопровода из Якутии. На его маршруте — Ковыктинское, Чаяндинское, Вилюйское месторождения. Проложим трубы, значит, будут развиваться и месторождения.

Следующий элемент — газопровод с Сахалина. Его строительство уже практически завершено. Оба газопровода в районе Хабаровска соединятся и создадут единую опорную сеть. Трубы придут и на предприятия по сжижению газа и его химической переработке. Считаю, что должна быть построена и транскорейская газовая магистраль в Южную Корею через Северную.

Параллельно мы будем увеличивать добычу ресурсов — нефти, газа, угля, драгоценных и редкоземельных металлов.

Еще один серьезный вопрос — создание единой энергосистемы региона. На Камчатке, Сахалине, Чукотке, в Магадане и Якутии (за исключением юга) — выделенная энергетика. Объединены только Амурская и Еврейская автономная области, Хабаровский и Приморский края. Конечно, такая система не может работать стабильно, и в изолированных энергорайонах приходится содержать лишние мощности.

Точкой роста экономики региона станет также металлургический кластер на базе железных и титановых руд в Амурской и Еврейской автономной областях.

Госпрограмма социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона рассчитана до 2025 года. Насколько реален такой срок планирования в условиях нестабильной мировой экономики? Можно ли заглянуть за горизонт обозначенного года?

— Сегодня Дальний Восток отстает в своем развитии из-за несбалансированности усилий всех уровней власти. Мы отмечаем отсутствие целевых индикаторов развития, недостаточный уровень финансирования, несопоставимо высокий уровень затрат, упрощенную структуру экономики, низкий уровень конкурентоспособности.

Думая о будущем, мы планируем обеспечить региону опережающее, по сравнению со среднероссийскими темпами, социально-экономическое развитие. По нашим подсчетам, прирост валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа должен составлять не менее 8–10 процентов в год. Это даст толчок для развития всей национальной экономики.

Хабаровск