Сопротивление просвещению

17 декабря 2012, 00:00
Фото: ИТАР-ТАСС
Объект искусства, оскорбивший чувства 130 верующих

Прокуратура Петербурга проверила выставку британских художников братьев Чепменов, проходящую сейчас в Эрмитаже, и не нашла в ней следов экстремизма и оскорблений чьих-либо чувств.

Джейк и Динос Чепмены — всемирно известные британские художники, карьера которых начиналась в 1990-е в объединении Young British Artisis. Их работы всегда провокационны и обращены к острым темам — войне, насилию, сексу, смерти. Они выставляются на крупнейших мировых площадках, включая галерею Tate, цены на их работы на аукционах достигают сотен тысяч долларов.

20 октября персональная выставка Чепменов «Конец веселья» открылась в Эрмитаже в залах Главного штаба, предназначенных для экспонирования искусства XX–XXI веков. Центральный объект выставки — масштабная инсталляция из девяти аквариумов, выстроенных в форме свастики, в которых бесчинствуют пластмассовые фигурки в нацистской форме и, как сказано в официальном релизе, «со зверской жестокостью неустанно убивают друг друга». Как разъясняет тот же релиз, «помещая жестокость в закупоренные музейные витрины-диорамы, художники стремятся исцелить от нее общество».

Однако группа «религиозно озабоченных граждан» сочла композицию возбуждающей чувства вражды и ненависти: распятые на кресте плюшевые мишки и клоун якобы «оскорбили чувства верующих», а семь гитлеров, пишущих обнаженную натуру на природе, показались «кощунственным изображением Нагорной проповеди». Результатом стали 130 жалоб, направленных в прокуратуру Петербурга. Как рассказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «текст всех обращений был практически идентичен, а в интернете даже был размещен шаблон, облегчающий задачу жалобщиков». Прокуратура изучила предмет, поговорила с сотрудниками музея и следов экстремизма не обнаружила.

И хотя инцидент, казалось бы, исчерпан, возмущение вмешательством в работу одного из главных музеев страны осталось. Директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин назвал ситуацию «торжеством дикости, безумия и безграмотности». «Мне кажется, трудно не видеть и не понимать, что братья Чепмены занимаются дискредитацией идеи фашизма. И как можно выступать против этого — для меня непонятно», — заявил он. Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства, согласен с коллегой: «Работы Чепменов о том, как изменился бы мир в самую худшую сторону, если бы история пошла по альтернативному пути, каким ужасом могла бы обернуться власть нацистов. Это показано в кино, и это нужно показывать в изобразительном искусстве. Когда такая уважаемая институция, как Эрмитаж, что-то выставляет, а ты не понимаешь или не знаешь этого, возьми литературу, начни читать и разбираться. А то, что происходит, это высшая мера невежества и хамства. Это деградация общества. Эрмитаж пытается просвещать зрителя, пытается показывать самое лучшее».

Директора столичных музеев, так же как и Михаил Пиотровский, не собираются менять свою выставочную политику в угоду чьим-то вкусам. Чепмены отреагировали ироничным заявлением в интервью BBC: «Мы экстремально сожалеем, что некоторые посетители выставки были экстремально расстроены. Мы надеемся, что государственный прокурор примет наши экстремальные извинения. В Россию мы больше ни ногой!» Позиции российского современного искусства в мире и так не слишком сильны, а подобные инциденты еще больше вредят его имиджу. Между тем с началом скандала количество желающих посетить выставку увеличилось втрое. Увидеть одно из выдающихся произведений современного искусства можно до 13 января 2013 года.