Что такое протестантизм

24 декабря 2012, 00:00

Протестантизм (от лат. protestatio — провозглашать) — одно из основных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — антикатолическим движением XVI века в Европе. Основателем протестантизма считается Мартин Лютер (1483–1546), который выразил не только идеи реформирования церкви, которые высказывались еще с XIV века (предшественниками Реформации считаются вальденсы, гуситы, катары), но в большой степени свой собственный духовный опыт (так же как и другие деятели Реформации, современники Лютера Жан Кальвин, Ульрих Цвингли, Филип Меланхтон). В 1517 году Лютер начал борьбу за очищение церкви и прибил к дверям замковой церкви в Виттенберге «95 тезисов против индульгенций», где выступил против торговли церковью небесной благодатью. Впоследствии «Тезисы» Лютера разошлись по всей Европе, помогли вызреванию активного народного движения и борьбы светской власти за религиозную и национальную независимость от папства. В основу протестантизма легло пять принципов: Sola Scriptura («только Писанием»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос»), Soli Deo gloria («только Богу слава»). В различных вариациях и в разной степени этих принципов придерживаются все течения протестантизма. С самого начала своего существования протестантизм стал широким движением, в которое входили самые многообразные течения без единого центра и одного духовного лидера. В настоящее время это движение включает в себя несколько десятков крупных направлений и до двух тысяч более мелких. В мире насчитывается около 600 млн протестантов.

Лютеранство — национальные церкви в ряде стран Европы (Германии, странах Скандинавии, России), а также в США. Государственные церкви в европейских странах, как правило, либеральные, в США — консервативные (Миссурийский Синод, Висконсинский Синод). Отличаются централизованной иерархической структурой, следуют литургической традиции в богослужении. В России лютеранство появилось еще при жизни Мартина Лютера в последние годы правления Василия III (1524–1533), впоследствии немецкая и скандинавская традиции (Церковь Ингрии) существовали наравне друг с другом, в 2000-е годы появились чисто русские лютеранские юрисдикции.

Кальвинизм и реформатство — второе крупное течение европейской Реформации после лютеранства. Жан Кальвин (1509–1564) систематизировал протестантское богословие в труде «Наставления в христианской вере». Кальвин развил и четко сформулировал идею двойного (полного) предопределения: Бог изначально, еще до сотворения мира, предначертал спасение или осуждение людей, и люди обязаны довериться его приговору. Но человек в земной жизни может увидеть знак своей избранности и правильности своих действий. Таким критерием служит успех в земном труде, к которому Бог призвал человека. В России к концу XVI века уже существовали постоянные реформатские общины в Москве, Архангельске, Вологде и других торговых городах. С XVII века национальные кальвинистские церкви сформировались в Швейцарии, Нидерландах, Северной Германии и Франции. Как правило, они именуют себя реформатами, но есть и евангельские течения кальвинистского толка — пресвитериане, евангелисты.

Англиканство. Создано королем Генрихом VIII как национальная церковь Англии. Акт о супрематии 1534 года торжественно заявил, что земная власть над Английской церковью всегда принадлежала английским монархам. Англиканство содержит в себе как католические, так и протестантские элементы в богослужении и теологии. Англиканская церковь в России ведет свое начало с XVI века, когда Иван Грозный дозволил английской торговой Московской компании, чтобы в принадлежащих ей зданиях англиканские священники осуществляли богослужение. За пределами Англии Англиканская церковь носит название Епископальной (в США, Африке, России и т. д.).

Методизм. Основателем методистского и уэслианского направления стал Джон Уэсли (1703–1791), сын англиканского священника, на которого большое влияние оказали труды святых отцов церкви. В его богословии главными стали принципы самосовершенствования и возможности достижения святости. Уэсли полагал, что с обращения лишь начинается процесс духовного роста, ведущий к достижению человеком уверенности в своем спасении и святости, совершенства. Уэслианскими являются Методисткая церковь, Веслианская церковь, Армия Спасения, Церковь Назареянина. В России методизм появился в 80-е годы XIX века.

Баптистско-евангельское движение возникло в Англии в начале ХVII века в ходе пуританского движения, направленного на очищение церкви. Слово «баптист» происходит от греческого глагола «крестить». Датой возникновения баптизма можно считать 1609 год, когда в одной из радикальных пуританских групп сложилось мнение, что членами церкви могут быть только духовно возрожденные через веру в Иисуса Христа люди. Уже тогда баптисты выступали против монашества, почитания икон и церковных таинств и придерживались принципа независимости каждой общины. В США баптизм наряду с методизмом стал одной из основных протестантских конфессий (первая баптистская церковь появилась в 1682 году). Позднее возникли другие евангельские течения со своими особенностями — адвентисты седьмого дня (почитают субботу и верят в скорое Второе пришествие Христа), пресвитериане (церковью управляет совет пресвитеров) и т. д. В России баптизм и евангельское христианство развивались со второй половины XIX века на почве русского духовного христианства (молокане и духоборы) и немецких евангельских течений (пиетизм и штундизм).

Пятидесятническо-харизматическое движение возникло на основе методистского «движения святости» во второй половине ХIХ века в результате серии «ревайвелов» — «возрождений», которые выражались в различных переживаниях. Отличием пятидесятничества стало крещение Святым Духом, которое сопровождается глоссолалией (говорением на «иных языках»). Считается, что это тот дар, который был послан апостолам в день Пятидесятницы (описан во 2-й гл. Деяний апостолов). Вслед за этим «даром» в церквях стали проявляться и другие — исцеления и пророчества. Формирование пятидесятничества как отдельного движения происходило с начала XX века. В России стало активно развиваться в 1920-е годы. В 1970–1980-е пятидесятничество стало основой развития харизматического течения, серии «ревайвелов», не только в других протестантских церквях, но и в исторических церквях — среди католиков и православных возникли группы харизматов, говорящих на «иных языках», представители других направлений протестантизма стали признавать «дары Святого Духа». Пятидесятники и харизматы составляют единое направление, церкви которого носят самые разные названия (большую роль в них играют пасторы — создатели новых доктрин): Церковь Полного Евангелия, «Новая жизнь», «Слово Жизни», «Новое поколение» и т. п.; в России это также общины Христиан веры евангельской (ХВЕ).