Стагнация не повод для остановки

14 января 2013, 00:00

Российские предприниматели рассказали "Эксперту" о своих планах на 2013 год

Фото: РИА Новости
Алексей Нечаев

Алексей Нечаев, генеральный директор компании «Фаберлик» (производство косметики и парфюмерии, товаров для дома):

— Настроение у нас хорошее. Мы по-прежнему будем выпускать до сотни новинок в год, обновлять 40 процентов ассортимента. В 2012 году мы построили цех декоративной косметики — самый большой и лучший в Восточной Европе. Мы вышли на новые рынки — бытовой химии, косметики для дома и на рынок посуды. Это очень непростые сегменты. В компании был создан специальный дивизион, и наши химики разработали формулу стиральных порошков, позволяющую вдвое сократить их дозу при стирке и уменьшить аллергические реакции. А чтобы добиться высокого качества посуды, например как у компании Amway, нам пришлось буквально распилить несколько тарелок от различных производителей. После появления инновационной продукции в течение последних двух лет оборот компании удвоился. В 2013 году мы планируем и дальше осваивать новые ниши. Например, рынок детской одежды. Это непростая задача: такая одежда обязательно должна быть из натуральных материалов и недорогой. «Фаберлик» накопила большие компетенции по производству качественного и недорогого продукта. Все это будет использовано при производстве детской одежды: уже заказаны первые партии на фабриках в Финляндии, Сербии, Китае и Узбекистане. В компании создано специальное подразделение, появились высококлассные дизайнеры, конструкторы — сейчас на рынке можно найти очень квалифицированные кадры. Весной начнутся первые продажи детской одежды, нашим дистрибуторам пробные коллекции очень понравились. А осенью мы планируем выпустить первую партию гипоаллергенного нижнего белья из натуральных материалов. Так что планы на 2013 год у нас масштабные.

 

Татьяна Луковецкая, главный управляющий, директор розничного подразделения компании «Рольф» (торговля автомобилями, автосервис):

Татьяна Луковецкая expert_02_038_2.jpg
Татьяна Луковецкая

— В новом году на российском авторынке докризисных темпов роста уже не будет. Рынок давно движется к западной модели, где дилер зарабатывает не на продаже новых автомобилей, а на продаже услуг клиентам. Поэтому нужно уделять внимание всем направлениям бизнеса: продаже подержанных автомобилей, запчастей и аксессуаров, финансовым услугам, сервисному обслуживанию. «Рольф» идет по такому пути: в 2011–2012 годах сервисное обслуживание составляло 55 процентов прибыли компании, а продажи новых автомобилей — только 32 процента. Мы предполагаем, что доля продаж новых автомобилей в прибыли будет снижаться и дальше и замещаться другими направлениями. Например, по итогам 2012 года на 10 процентов по сравнению с 2011-м увеличились продажи страховых полисов, продление срока их действия, а также реализация других финансовых продуктов.

Важна и грамотная диверсификация портфеля брендов. Например, в 2012 году уверенно росли продажи премиальных автомобилей — этот сегмент рынка менее чувствителен к экономическим колебаниям. Наличие значимой доли премиальных марок делает развитие компании более устойчивым. Но и о массовых брендах забывать не стоит — они дают объем продаж, а следовательно, загрузку сервисных станций и возможность в дальнейшем «пересаживать» клиентов на все более дорогие автомобили.

 

Сергей Колесников, президент и совладелец корпорации «Технониколь» (производство теплоизоляционных материалов):

Сергей Колесников expert_02_038_3.jpg
Сергей Колесников

— В прошлом году рынок теплоизоляции вырос на 15–20 процентов, кровли — на 6–8 процентов. В 2013-м ожидается замедление роста до 3–10 процентов и падение доходности: во-первых, обострилась конкуренция — на наш рынок подтягиваются западные игроки; во-вторых, замедляется экономика, и мы это чувствуем, хотя серьезных кризисных явлений не ожидаем. Сохранить и укрепить рыночные позиции мы рассчитываем за счет поиска новых областей применения нашей продукции. Например, выходим на рынок тоннельной гидроизоляции, фундаментов метрополитена. Предлагаем инновации в коттеджном и малоэтажном строительстве, в частности гидроизоляцию бассейнов с помощью ПВХ-мембраны — это существенно дешевле, чем использование плиточных материалов. Наши технологии позволяют нам развивать нишевые продукты. Планируем и дальше наращивать производственные мощности — строим заводы в Хабаровске, Рязани, Ростовской области, расширяем производство в Белоруссии. Увеличим капвложения: в этом году инвестировали в развитие 3,5 миллиарда рублей, на следующий год запланировали 5 миллиардов. Вообще, в кризис мы всегда инвестируем в развитие больше, чем при бурном росте рынка: в кризис строительство обходится дешевле, и через два-три года, когда рынок войдет в новую фазу интенсивного роста, у нас уже будут новые продукты и новые мощности. Расширяем экспортное направление. Приоритеты — Турция, Южная Корея, Монголия, Китай. Китайский рынок считаем очень перспективным — в Китае устаревшие технологии производства теплоизоляции, так что у нас реальное конкурентное преимущество в виде современного оборудования. Создаем задел: начнем с поставок, но и о собственном производстве там тоже задумываемся.

 

Дмитрий Черепков, президент и совладелец компании Nayada (проектирование, производство и монтаж офисных перегородок):

Сергей Колесников expert_02_038_4.jpg
Сергей Колесников

— Для нас год сложился удачно. По выручке мы вышли на докризисный уровень, по товарообороту превысили его. Продажи в Москве выросли на 12 процентов, в регионах — в городах, где мы работаем с конечными клиентами, преимущественно крупными компаниями, которые заказывают у нас не только конструкции, но и монтаж, — на 17 процентов. Еще у нас есть направление по продаже полуфабрикатов для самостоятельного монтажа офисных перегородок. Здесь ждем прироста порядка 25 процентов. В последние три года в этот сегмент сместилась значительная доля спроса. Если раньше на продажу комплектующих приходилось 30–40 процентов, то сегодня — более 50. Цены стабильны. После кризиса рынок сильно просел, сверхприбылей нет, ценообразование идет от затрат. Исчезли преференции, связанные с узнаваемостью торгового знака: большинство клиентов ориентируются на стоимость продукта и услуги. В новом году никаких кардинальных изменений не ожидаем. Планируем 10–15-процентный прирост продаж, притом что весь рынок офисных перегородок, скорее всего, вырастет на 2–5 процентов. Каких-то мощных стимулов для более радикальных сдвигов мы не видим. Крупные сделки на офисном рынке эпизодические. Компании стремятся экономить, организуют офисы исходя из функциональности и оптимального соотношения цены и качества. Конкуренция сильно обострилась, поэтому одна из ключевых задач на этот год — снижение себестоимости и налаживание бережливого производства. Например, мы заменили классические фрезерные станки тремя автоматизированными центрами, которые обслуживаются двумя сотрудниками. Установили такие линии на металлообработке и мебельном производстве. Производительность возросла в пять раз. В этом году мы хотим построить новый цех — мощностей начинает не хватать. В прошлом году мы расширили продуктовую линейку — совместно с известными российскими архитекторами разработали серию дорогих кабинетов для руководителей. Планируем активно развивать это направление — сегодня на рынке представлены многие мощные, в основном западные, компании с продуктом хорошего качества, но однородным. Мы делаем ставку на яркие, эмоционально насыщенные и при этом функциональные вещи.

 

Валерий Покорняк, владелец агрохолдинга «Алтан»:

Валерий Покорняк expert_02_039_1.jpg Фото: Kalo / Photoxpress.Ru
Валерий Покорняк
Фото: Kalo / Photoxpress.Ru

— Несмотря на то что спрос особо не растет, я настроен оптимистично. Сегодня потребители более чем когда-либо нуждаются в новинках. Быстрая эволюция гаджетов приучает их к мысли, что и рынки других товаров должны стремительно обновляться, следуя их меняющимся потребностям. В 2013 году активно расти будут компании, угадавшие эти изменения. Мы разработали пилотные маркетинговые проекты в двух регионах. Они включают в себя промо-мероприятия, маркетинговые исследования, анкетирование. Дополнительно мы инвестируем в развитие продукта: приобретаем новую, шестую, линию по производству короткорезаных макарон. Это позволит нам увеличить мощность Поспелихинской макаронной фабрики почти на 30 процентов.

 

Дмитрий Морозов, генеральный директор компании Biokad (фармацевтика):

Дмитрий Морозов expert_02_039_2.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Дмитрий Морозов
Фото: ИТАР-ТАСС

— Мы оптимисты. В 2012 году фармацевтический рынок активно развивался и вырос в среднем на 10–12 процентов. Бо́льшим спросом у потребителей стали пользоваться более дорогие и качественные препараты, поэтому мы стараемся предлагать их по конкурентоспособной цене. В 2013 году мы планируем ввести в эксплуатацию новый завод в Санкт-Петербурге. Мы продолжаем реализовывать государственную программу «Фарма-2020», увеличивая на рынке долю отечественных препаратов, и ждем положительных изменений в законодательстве по регулированию отечественной фармотрасли.

 

Василий Гущин, глава текстильного холдинга «Мега»:

Василий Гущин expert_02_039_3.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Василий Гущин
Фото: ИТАР-ТАСС

— На 2013 год у нас запланированы большие перемены. На рынке домашнего текстиля и одежды сложилась непростая ситуация. Резко увеличился импорт из стран, имеющих собственное сырье — хлопок. Состязаться с ними в издержках мы не можем, поэтому решили осваивать новые ниши. Ядро нашего бизнеса по-прежнему производство домашнего текстиля и одежды, но дальнейший рост я связываю с выпуском технического текстиля, искусственных волокон. Себестоимость его ниже производства натуральных тканей. Например, в технологическом цикле по выпуску полиэфирных тканей нет такого дорогого и сложного этапа, как прядение, скорость работы ткацких машин здесь на порядок выше. Потребление же этих продуктов в России растет на двадцать процентов в год и более: технический текстиль нужен строителям, производителям обоев, линолеума, натяжных потолков, средств гигиены, спецодежды. Пока на российском рынке есть только импорт. В 2013 году при поддержке региональной и федеральной властей мы планируем построить завод по производству полиэфирного волокна и гранулята мощностью 180 тонн в год. Потребители их уже есть, прежде всего это производители шинного корда. Сейчас мы ищем инвестора — проект потребует не менее 10 миллиардов рублей. Мы понимаем, что он достаточно рискованный, в том числе из-за больших вложений, поэтому 2013 год может стать временем выхода на новые рубежи, хотя и принесет с собой большие трудности.

 

Александр Островский, председатель совета директоров лаборатории «Инвитро»:

Александр Островский expert_02_039_4.jpg
Александр Островский

— Компания не должна останавливаться на технологиях лабораторной диагностики, нужны новые решения и подходы. В этом году мы планируем, в частности, попробовать себя в биотехнологиях, например в выращивании органов. Сегодня это, на мой взгляд, практически нерешаемая задача. Но очень хочется чего-то подобного — это дает эмоциональный накал, позволяющий двигаться вперед. Одним из первых шагов в этом направлении станет День регенеративной медицины в России, который в феврале пройдет в инновационном центре «Сколково». Мы собираемся участвовать в таких проектах, тем более что государство проявляет все больший интерес к биотехнологиям. Кроме того, мы продолжим развитие на территории постсоветского пространства — прежде всего на Украине, где уже работают офисы под брендом «Инвитро», а также в Казахстане и Белоруссии. Уже несколько лет подряд ежегодно мы открываем более 100 медицинских офисов. В 2013 году темпы развития останутся неизменными, будет открыт 500-й офис, и, таким образом, «Инвитро» будет представлена более чем в 200 городах в четырех странах. Российский рынок лабораторной диагностики пока не насыщен, и мы должны этим воспользоваться для увеличения своей рыночной доли.

 

Валерия Силина, вице-президент по корпоративным отношениям корпорации «Ростик групп»:

Валерия Силина expert_02_040_1.jpg
Валерия Силина

— Судя по динамике 2012 года, нижне-средний сегмент ресторанного рынка будет и дальше активно расширяться, причем с акцентом на регионы. Но для роста есть и препятствия. Например, конкуренция в Москве и Санкт-Петербурге достаточно высока, наблюдается дефицит помещений, пригодных для строительства ресторанов. И сам сегмент, и ритейлеры будут испытывать умеренное давление арендной, зарплатной и продуктовой инфляции. Поэтому компания «Росинтер» должна увеличить продуктивность бизнеса, повысить качество сервиса и кухни. Мы будем применять современные маркетинговые инструменты, искать новые направления для развития. Мы будем инвестировать в тестирование посетителей наших ресторанов, выявляя новые предпочтения: это и анкетирование, и фокус-группы, анализ чеков, работа с социальными сетями и блогами. Мы начали использовать более качественные ингредиенты, тщательнее работать с поставщиками.

 

Александр Никитин, глава компании «Аланталь», руководитель комитета по сыроделию ассоциации «Союзмолоко»:

Александр Никитин expert_02_040_2.jpg Фото: photoxpress.ru
Александр Никитин
Фото: photoxpress.ru

— Ситуация на рынке для сыроваров очень неблагоприятная, отрасль находится на грани выживания, большинство компаний закончили год с убытками. Российская цена на сырое молоко вот уже больше года выше европейской. Кроме того, после вступления в ВТО таможенные пошлины на импортируемые сыры уже начали снижаться. Импорт растет, а продажи отечественных производителей приостановились — осенью на складах российского сыра было в два с половиной раза больше, чем в прошлом году. Для того чтобы избавиться от затоваривания, пришлось опять снижать цены, и по итогам года почти все ушли в минус.

Этот год также не несет оптимизма — для спасения отрасли нужно принимать системные решения. Два года назад была утверждена специальная программа поддержки отрасли, но средств по ней так и не выделили. Сегодня нужна новая комплексная программа развития всего рынка сырого молока, механизмы, позволяющие производителю продавать молоко максимально дорого переработчику цельномолочки, а оставшиеся излишки реализовывать сыроварам по специальным ценам. Тогда сыроварение начнет выполнять свою изначальную функцию — перерабатывать лишние объемы сырого молока для более длительного хранения и использования. Подобные механизмы используются за рубежом, где производители молока объединены в кооперативы и более гибко работают с ценой на свой продукт. Если не предпринимать шаги по спасению сыроваренной отрасли, то через три-четыре года она просто исчезнет.

 

Алексей Брумин, коммерческий директор компании «Агротрейд» (производство и упаковка картофеля, продажа сельхозтехники, семян):

Алексей Брумин expert_02_040_3.jpg
Алексей Брумин

— В 2013 год мы входим с очень низкими ценами на картофель и большим объемом производства низкокачественной продукции. Этой зимой картофелеводы продают свою продукцию по бросовым ценам, лишь бы освободить хранилища. В результате многие отказываются от инвестиционных проектов. Такое положение дел требует от нас более тщательной и аккуратной работы с клиентами — как обслуживающая компания мы предоставляем картофелеводам технику, средства защиты растений, семена. Мы рекомендуем нашим хозяйствам интенсифицировать производство, улучшать качество продукции. Мы сами также не планируем расширять посевные площади и будем внимательнее относиться к сортам, востребованным в торговых сетях. Некачественного картофеля в России очень много, а с хорошими вкусовыми качествами — не хватает. Это как раз та ниша, куда нужно пойти отечественным сельхозпроизводителям. Так мы сможем конкурировать в условиях ВТО, например, с польскими производителями, которые в этом году могут в больших объемах поставлять картофель в нашу страну.

 

Андрей Чечин, коммерческий директор компании Ozon.ru (интернет-магазин электроники, книг, фильмов, музыки, товаров для дома и семьи):

Андрей Чечин expert_02_040_4.jpg
Андрей Чечин

— В 2013 году мы продолжим развивать свои конкурентные преимущества — мультикатегорийность и широту распространения. Если в традиционных, офлайновых, магазинах ассортимент сужается, то мы, наоборот, будем расширять линейку. У нас представлено уже 2,5 миллиона товаров. При этом 56 процентов наших клиентов — это жители регионов, где нет товаров, предлагаемых нашим интернет-магазином. Наша задача не только доставить товар в любую точку России, но и заниматься последующим гарантийным обслуживанием, превышающим общероссийские стандарты. Особое внимание мы намерены уделять предоставлению эксклюзивного контента по доступным ценам. Например, работа с ассортиментом, который востребован меломанами. Даже жители Москвы и Санкт-Петербурга испытывают недостаток в такой продукции — к примеру, в прошлом году у нас пользовались популярностью музыкальные реплики 1980 года, они хорошо продавались не только на СD, но и в виниле. Другой пример точечной работы с потребителями — поиск редкой продукции: у нас можно заказать книгу, она будет распечатана и доставлена клиенту.

В 2013 году мы планируем развивать не только имеющиеся, но и новые сегменты, например продажи одежды. По нашему бизнес-плану в 2012 году мы надеялись на быстрый рост продаж одежды, так как предложение на отечественном рынке ограничено, а многие европейские и американские бренды вообще не присутствуют в России. Но в прошлом году роста продаж, на который мы рассчитывали, не произошло. Как новички в одежном направлении мы столкнулись со спецификой бизнеса — прежде чем создать выстроенный ассортимент, требуется довольно длительный цикл заказов и планирования. Сейчас мы уже установили прямые контакты с поставщиками, что вселяет в нас большой оптимизм.