Нездоровый оптимизм?

Русский бизнес
Москва, 28.01.2013
«Эксперт» №4 (836)

Лидер российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок компания «Трансконтейнер» взяла курс на удвоение своего бизнеса к 2020 году. За предстоящие семь лет она собирается нарастить парк платформ до 42 тыс. с сегодняшних 24 тыс., а также добиться годовых объемов перевозок в 2,7 млн ДФЭ против нынешних 1,48 млн. На это перевозчик собирается потратить до 110 млрд рублей. Предполагается, что деньги поступят главным образом из собственных средств, за счет направления до 30% годовой чистой выручки на инвестирование в программу расширения.

Однако планы компании выглядят чересчур оптимистичными.

Для удвоения к 2020 году ей придется наращивать объем перевозок на 9% ежегодно. В принципе такое возможно — в России низкий уровень контейнеризации железнодорожных перевозок по сравнению с развитыми странами. Но сейчас дела у «Трансконтейнера» на внутренних линиях идут неважно. По итогам 2012 года перевозки компании на внутренних линиях росли медленнее, чем в целом по отрасли (1,8 против 5%, см. график), а по итогам четвертого квартала даже упали на 0,8% по сравнению с показателями того же периода 2011 года. По всей видимости, российский рынок просто еще не дозрел до такого уровня контейнеризации перевозок, как у развитых стран.

Отметим, что по итогам 2012 года «Трансконтейнер» демонстрировал рост главным образом за счет международных и транзитных перевозок. Здесь, вероятно, положительно сказывается выход компании в 2011 году на второй в СНГ казахстанский рынок через приобретение 67% крупнейшего в стране оператора терминалов «Кедентранссервиса». Но объемы международных и транзитных контейнерных перевозок сегодня сравнительно невелики, так что вряд ли можно рассчитывать на существенный прирост в среднесрочной перспективе. Ведь для этого есть серьезные ограничения — перегруженность железных дорог (по словам главы РЖД Владимира Якунина, грузонапряженность в России в 1,7 раза выше, чем на железных дорогах США, и в 17 раз выше, чем в Европе) и нехватка портовых мощностей. Наконец, невозможен быстрый рост «Трансконтейнера» и за счет поглощений: компания уже контролирует около 50% всех железнодорожных контейнерных перевозок в России, дальнейшее ее расширение таким путем маловероятно.

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (836) 28 января 2013
    Офшоры
    Содержание:
    Пора возвращаться с островов

    Прозрачность офшоров — мировой тренд, а теперь еще и российский. Несмотря на то что офшоры считаются совершенно необходимыми для российского бизнеса, экономике страны они уже нанесли огромный ущерб

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама