Инфраструктурное бессилие

Международный бизнес
Москва, 04.02.2013
«Эксперт» №5 (837)
Британская экономика вновь буксует. Одной из причин могли стать недостаточные инвестиции в инфраструктуру страны

Фото: EPA

В последнем квартале 2012 года ВВП Британии сократился на 0,3%. Из-за этого падения по итогам года он не изменился вообще. Рост отмечался лишь с июля по сентябрь, когда британской экономике помогли Олимпийские игры. В течение остальных девяти месяцев экономика падала.

Министр финансов Британии Джордж Осборн заявил, что страна продолжает оставаться «в очень сложной экономической ситуации», в частности из-за большого госдолга и сложностей в еврозоне, ключевом внешнеторговом партнере. Осборн в очередной раз не преминул взвалить вину на плохую погоду, как уже неоднократно случалось. На этот раз, по мнению министра, в конце 2012 года экономика просела из-за дождей и наводнений.

Перспективы британской экономики на 2013 год тоже не радужные. Большинство прогнозов предсказывают рост от 0,8 до 1,2% ВВП, причем в начале года экономика может сокращаться. Например, исследовательский центр Capital Economics считает снижение ВВП с января по март 2013 года «вполне вероятным, учитывая выпавший в январе снег». У министра Осборна будет очередное объяснение.

Тем временем экономисты пытаются найти более фундаментальные причины топтания экономики на месте в последние годы (см. график). Исследовательский центр Ernst & Young Item Club в конце января опубликовал отчет, в котором утверждается, что вина за посредственные экономические результаты лежит на правительстве. В частности, отчет призывает больше инвестировать в инфраструктуру и принимать меры по восстановлению рынка недвижимости (цены на нем в целом падают, несмотря на рост в Лондоне и окрестностях — см. "Столица ушла в отрыв" «Эксперт» № 23 за 2012 год). Нехватка инвестиций в инфраструктуру на протяжении многих десятилетий приводит к тому, что по состоянию транспортной сети Британия сегодня отстает не только от Франции и Германии, но и от Испании и Италии — проблемных стран еврозоны. Несмотря на то что железные дороги были изобретены в Британии, а Хитроу до сих пор остается крупнейшим аэропортом Европы по пассажиропотоку, британские железные дороги, шоссе и аэропорты исчерпали свои возможности, достигнув предела мощностей или приблизившись к нему. Плохое состояние госфинансов (дефицит бюджета и продолжающий расти госдолг) ограничивает возможности для инвестиций в инфраструктуру и, следовательно, будущий экономический рост.

Ремонтировать, а не строить

По мнению Питера Спенсера, экономического советника E&Y Item Club, Британия выбралась из кризиса, однако экономическая политика правительства страны оставляет желать лучшего. «Новый подход к монетарной и фискальной политике может открыть двери к долгосрочному устойчивому росту. В частности, существует пространство для заимствований, которые пошли бы на инфраструктурные проекты», — сказал он «Эксперту».

В стране до сих пор практически нет высокоскоростных железных дорог. Единственная в стране магистраль, на которой возможны скорости выше 230 км/ч, — это 108-километровый отрезок, связывающий Лондон с евротуннелем под Ла-Маншем. Этот участок был построен лишь в

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (837) 4 февраля 2013
    Рынок труда
    Содержание:
    За работу, товарищи!

    России надо ставить задачу создать в ближайшие 8–10 лет не 25 млн, а порядка 40 млн новых рабочих мест

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама