«Создавать что-то новое сложнее, чем винить во всем Минфин»

Спецвыпуск
Москва, 11.02.2013
«Эксперт» №6 (838)
Для создания современной экономики и превращения Сибири в площадку международного сотрудничества необходимо активизировать привлечение инвестиций на региональном и местном уровнях

В преддверии Х Красноярского экономического форума (КЭФ) на вопросы «Эксперта» ответил Виктор Толоконский, полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе.

Виктор Александрович, много лет подряд на форуме обсуждается, как повысить качество управления. Опираясь на свой опыт, скажите, где ключ к решению этой проблемы?

— Поле деятельности здесь огромное. Не бывает такого, чтобы все хорошее находилось в одном субъекте. С первых дней работы я старался изучить лучший опыт во всех регионах. Понятно, что повысить качество управления можно только путем усиления взаимодействия власти с экспертным сообществом. Найти серьезные импульсы для качественного обновления внутри самой власти крайне трудно. И не потому, что там неквалифицированные кадры. Просто система так устроена — управленцы сильно погружены в текущее регулирование, поэтому им психологически сложно находить импульс для развития. Он приходит в бюрократию извне.

Красноярский форум в этом смысле очень важен. Хочется, чтобы по итогам обсуждений регионы максимально активизировали свою внутреннюю структурную работу, чтобы инвесторы получали подготовленные площадки для развития своих проектов.

Часто говорят, что любое позитивное начинание в регионе или муниципалитете тормозится из-за известных недостатков российской бюджетной системы и концентрации ресурсов в федеральном центре. А есть ли, при существующем положении вещей, внедренные эффективные региональные инвестпроекты?

— Задачи развития местной экономики должны формулироваться именно на региональном уровне. Жесткая централизация — это антикризисная мера, для масштабного развития нужна децентрализация. Поэтому меня иногда удивляет, что на местном и региональном уровнях от федерального центра ждут едва ли не пошагового плана действий. Тем не менее, при всех сложностях организации, инвестиционный процесс идет. Если регион не занимается инвестициями и ждет ресурсов от федерального центра, он никогда не будет развиваться. Всегда проще доказывать Минфину несовершенство межбюджетных отношений, чем создавать что-то новое.

Но в Красноярске есть и проект ферросплавного завода, против строительства которого выступает население города…

— Такие ситуации не должны особо смущать. Да, бизнес стремится максимально выгодно разместить производственные мощности. Но задача государственных органов — не допустить экологических проблем. Если проект в чем-то не отвечает задачам развития социума в отдаленной перспективе, нужно им жертвовать. Экология важнее.

Говоря об инвестициях в Сибири, нельзя не вспомнить созданное в прошлом году Министерство по развитию Дальнего Востока. Скептики утверждают, что его деятельность будет выгодна лишь крупным холдингам и на местный бизнес никак не повлияет. Это тоже проблема управления?

— Я не согласен с таким утверждением. Любое развитие экономики дает эффект. Да, нефть и газ добывают крупные компании. Но их деятельность стимулирует развитие инфраструктуры и, в конце концов, местного бизнеса. Например, проект

Новости партнеров

«Эксперт»
№6 (838) 11 февраля 2013
Россия - США
Содержание:
Время пошло

Российско-американская «перезагрузка» завершилась очередным выяснением отношений. Обмен уколами в серьезную конфронтацию не перерастет, но и возможности для прорыва в развитии партнерства, по-видимому, упущены. У России есть несколько сравнительно спокойных лет, чтобы сконцентрироваться на внутренних проблемах

Международный бизнес
Потребление
На улице Правды
Реклама