Стать компанией-трансформером

Русский бизнес
Москва, 11.02.2013
«Эксперт» №6 (838)
Шестой технологический уклад потребует от бизнеса «поумневших» продуктов и нового менеджмента, считает Сергей Макшанов, управляющий ГК «Институт тренинга — АРБ-Про»

Фото: Юлия Лисняк / Grinberg Agency

— Связано ли наступление шестого технологического уклада, которое ожидается к 2020 году, со сменой парадигмы менеджмента?

— Безусловно, новый уклад, который иногда называют постиндустриальным, а также «нано-», «генно-», «робо-», «эко-», «крио-» и прочее, по названиям отраслей и рынков, невозможен без перемен в бизнесе и менеджменте. В последние десятилетия мир меняется очень быстро, и у человечества не хватает возможностей осознать и сформировать даже фрагментарную картину его нового облика, а для принятия свободных решений остро необходима целостная картина.

— Из чего кроме собственно технологий складывается эта картина?

— Главное отличие двенадцати лет, прожитых в двадцать первом веке, от всех недавних периодов — все возрастающее количество неработающих людей. Такая динамика, с одной стороны, обусловлена ростом численности населения, а с другой — увеличением продолжительности жизни. Существует весьма точный прогноз, по которому в 2015 году на планете будет жить 7 миллиардов человек, и 38 процентов из них — младше 15 и старше 65 лет. Кроме того, ожидается 600 миллионов безработных. Официальное место работы будут иметь чуть больше половины. При этом не учитываются дезадаптанты, то есть имеющие инвалидность и серьезные психические расстройства. Но и так понятно, что общий бюджет свободного времени у всех неработающих категорий динамично увеличивается. И большинство из них все больше будут составлять женщины.

При этом в экономике становится все более востребованным «умное» предложение, или смарт-предложение. Помните книгу Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка»? Там они описывают свой визит в дом мистера Рипли, где всё — массажеры, кровати, шкафы, плиты и так далее — работало от электрических источников питания. Это был, конечно, умный дом. Но сегодня смарт-предложение разрастается от центра к периферии и обратно.

Что это значит?

— Движение от центра к периферии — это когда полезный объект, например умный брелок, шовный материал, напольное покрытие, умные носилки, носовые платки, нижнее белье масштабируется на микро-, макро- или мегауровне. А обратное движение — это когда появляются умные территории: парки отдыха, промышленные пространства, города. Дом мистера Рипли был всего лишь электрический, а сегодня кроме электричества есть много предложений из разных областей знаний: используются новые материалы, устройства, и от больших объектов это предложение идет к еще бо́льшим. То есть новый уклад отличает междисциплинарный характер «поумнения». Например, для умного умывальника нужно программное обеспечение — это одна область знания, новые материалы — это примерно еще пять отраслей знаний, нужны какие-то элементы для взаимодействия умывальника с другими устройствами и так далее. Все эти наноразмерные производства, технологии, медицина подстегивают нарастание бюджета свободного времени и все увеличивающуюся продолжительность жизни. И, безусловно, из-за этого будет меняться этика.

Причем здесь этика?

— Вот вам пример междисциплинарного сотрудничества и

Новости партнеров

«Эксперт»
№6 (838) 11 февраля 2013
Россия - США
Содержание:
Время пошло

Российско-американская «перезагрузка» завершилась очередным выяснением отношений. Обмен уколами в серьезную конфронтацию не перерастет, но и возможности для прорыва в развитии партнерства, по-видимому, упущены. У России есть несколько сравнительно спокойных лет, чтобы сконцентрироваться на внутренних проблемах

Международный бизнес
Потребление
На улице Правды
Реклама