Тринадцать с ложкой

Международный бизнес
Москва, 11.02.2013
«Эксперт» №6 (838)
Немецкие политики готовы пересмотреть основы федерализма и существенно изменить перераспределение денег между богатыми и бедными федеральными землями. Сегодняшняя система дотаций заставляет три богатейшие земли страны делиться финансами с 13 регионами

Фото: Сергей Жегло

«Перераспределение денег между регионами достигло объема, который мы в Баварии не можем больше выносить. Система межрегиональных субсидий находится в катастрофическом состоянии и не может дальше функционировать», — выступая перед журналистами в Висбадене, премьер-министр федеральной земли Бавария Хорст Зеехофер боевого настроения не скрывал. На совместной пресс-конференции главы двух богатейших регионов Германии (Баварии и Гессена) заявили о подаче иска в конституционный суд страны. Политики требуют кардинально пересмотреть существующую систему денежных трансфертов между богатыми и бедными регионами страны.

Социальный федерализм

Система межрегиональных субсидий, или, как она называется в Германии, «выравнивание земель», — одно из основных следствий применения немецкой идеи социальной солидарности с принципами федерализма. С одной стороны, все 16 регионов ведут достаточно независимую финансовую политику, обладают правом сбора многих налогов, самостоятельно формируют свои бюджеты и могут решать, сколько денег получат местные университеты и научные центры или сколько средств пойдет на постройку новых шоссейных дорог. С другой — на богатых регионах лежит обязанность вносить значительные средства в общую кассу поддержки более бедных территорий. Так сглаживаются диспропорции в уровне жизни в разных частях страны, более бедные регионы получают возможность улучшать инфраструктуру и подтягивать свои вузы до высоких национальных стандартов.

Система выравнивания уровня регионов работает в Германии с 1950 года (тогда действовала только на западе страны), но наиболее активно она работала в последние 22 года: из 140 млрд евро межрегиональных трансфертов, прошедших через систему за 63 года ее существования, 131 млрд был прокачан с 1990-го по 2012 год. Такой стремительный рост объема платежей раздражает регионы-доноры.

Все три донорских региона расположены на западе страны, а значит, страдают еще и от трансфертных платежей в поддержку восточных федеральных земель (в рамках этой дополнительной программы выравнивания уровня регионов с запада на восток было перекачано еще около 1 трлн евро; а упорное продление федеральными властями программы загнало некоторые города западных регионов, например Вупперталь, в глубокую долговую яму).

Деньги на ветер

С точки зрения земель-плательщиков, основная проблема существующей системы заключается в том, что перераспределение денег не помогает подтянуть бедные регионы к уровню богатых. Наоборот — разрыв между регионами-донорами и регионами-реципиентами лишь усиливается. Так, если в 2005 году Берлин (являющийся отдельным регионом) получил в рамках перераспределения средств между федеральными землями 2,5 млрд евро, то в 2012-м сумма дотаций, полученных немецкой столицей, составила 3,3 млрд евро, или около 1 тыс. евро на каждого берлинца. Иными словами, рост объема субсидий превысил за семь лет 30%.

Редеют и ряды доноров. Так, если в 1997 году донорами были шесть федеральных земель (Бавария, Баден-Вюртемберг, Гамбург, Гессен, Нижняя

Новости партнеров

«Эксперт»
№6 (838) 11 февраля 2013
Россия - США
Содержание:
Время пошло

Российско-американская «перезагрузка» завершилась очередным выяснением отношений. Обмен уколами в серьезную конфронтацию не перерастет, но и возможности для прорыва в развитии партнерства, по-видимому, упущены. У России есть несколько сравнительно спокойных лет, чтобы сконцентрироваться на внутренних проблемах

Международный бизнес
Потребление
На улице Правды
Реклама