Экономический триллер

Кирилл Кириченко
18 февраля 2013, 00:00

Книга о том, как результаты деятельности умных профессионалов могут стать столь же разрушительными для экономики, сколь и следствия действий неграмотных дилетантов

Соркин Эндрю. Слишком большие, чтобы рухнуть

Одной из главных вех последнего кризиса стало падение гигантов Уолл-стрит: некоторые прекратили свое существование, другие были проданы, третьи сменили поле деятельности. Карта финансового мира оказалась перекроенной. Процесс продолжается до сих пор. И многие стремятся выяснить, были ли экономические потрясения случайными или они стали закономерным результатом политики финансовых воротил; можно ли было предотвратить крах или хотя бы минимизировать потери. Не меньший интерес вызывает и другой вопрос: почему даже самым убежденным сторонникам невмешательства государства в экономику — представителям администрации Джорджа Буша — осенью 2008 года пришлось открыть казну, чтобы спасти то, что еще можно было спасти? «В начале октября одним росчерком президентского пера Федеральное казначейство и, как следствие, американские налогоплательщики стали владельцами части когда-то самых гордых финансовых учреждений страны — спасение, которое казалось немыслимым всего несколько месяцев назад». Речь идет о таких банках и финансовых институтах, как Fannie Mae, Freddie Mac, Goldman Sachs и Morgan Stanley регулярными денежными вливаниями в обмен на акции.

Этой теме посвящено уже не одно исследование: экономисты, принадлежащие к разным школам, строя графики и разрабатывая математические модели, пытаются понять, что же случилось, что было сделано верно и какие допущены ошибки. Результаты этих исследований так или иначе отражались в СМИ, и поэтому, казалось бы, трудно что-либо добавить к описаниям и анализу хода кризиса и его последствий. Тем не менее Эндрю Соркину удалось обогатить сформировавшуюся картину новыми деталями и красками.

Он рассказывает историю конкретных людей — политиков и финансистов, вовлеченных в процесс принятия важнейших решений в пред- и посткризисный период. И практически поминутно рассматривает их действия в непосредственной близости ко дню «Ч», когда было принято решение о помощи Уолл-стрит: 15 сентября 2008 года. Эта история захватывает, как шпионский детектив с лихо закрученным сюжетом.

Оказывается, одна из судьбоносных встреч между представителем администрации Буша и банкирами, ради того чтобы сведения о ведущихся переговорах не всплыли раньше времени, была проведена в Москве, в Moscow Marriott Grand Hotel на Тверской. В России как бы по случайному совпадению одновременно оказались директора Sachs, устраивавшие очередную конференцию, и секретарь казначейства США Генри Полсон, у которого было турне по Европе. И даже несмотря на то, что мы заранее знаем развязку, чтение этой книги увлекает. К тому же, как в лучших образцах жанра, сюжет изложен с юмором, а трагические эпизоды добавляют повествованию яркости и глубины.

Выбранный автором жанр документального расследования и внимание к деталям позволяют полнее раскрыть побудительные мотивы финансистов и политиков, погрузиться в атмосферу, сопутствующую принятию конкретных решений. Складывается вполне однозначная картина: на эти решения в первую очередь влияли догмы, которые разделяли политики и финансисты, попытки соблюсти свой узкий интерес в условиях всеобщего краха, вера в свою профессиональную непогрешимость. В итоге решения зачастую получались ограниченными и непоследовательными, приводя к последствиям, прямо противоположным задуманному. Скажем, показательная порка Lehman Brothers имела целью продемонстрировать, «что не все опрометчиво управляемые фирмы Уолл-стрит получат государственные гарантии… Однако за пределами страны было столпотворение. Правила Соединенного Королевства и Японии вынудили закрыть брокерские подразделения Lehman, что заморозило миллиардные активы, принадлежащие инвесторам не только за рубежом, но и в США. Многие хедж-фонды внезапно остались без денег, что вынудило их продавать активы для удовлетворения маржи. Это толкнуло цены активов вниз, что вызвало еще большие продажи». Иными словами, американские власти, сосредоточенные на внутренних проблемах, оказались неспособными учесть масштабы глобализации, росту которой столь активно содействовала вся предыдущая деятельность американских финансовых гигантов.

На этом фоне удачные решения принимались спонтанно и в основном запоздало, в то время как здравый смысл подсказывает, что такие шаги должны быть подготовлены и продуманы заранее с учетом того, что кризисы — непременное условие развития экономики. Фактура, приведенная в книге, явно демонстрирует: обыденный здравый смысл не является сильной стороной многих профессиональных финансистов и политиков, способных ради собственной выгоды на блестящие операции: «Теперь, когда налогоплательщики стали владельцами AIG, законодатели громко жаловались на 440 тыс. долларов, потраченных на отдых независимых страховых агентов на курорте St. Regis Monarch Beach в Дана-Пойнт, Калифорния, и 86 тыс. на выезд на охоту за куропатками в английской сельской местности. Но наибольший гнев вызвали отчеты о миллионах долларов премий руководителям AIG — протестующие осадили штаб-квартиру и дома сотрудников».

А в итоге становится ясно, что Уолл-стрит как будто ничего не помнит и снова может наступить на те же грабли. «Хотя финансовый кризис уничтожал карьеры и репутации и оставил много ран, остались и выжившие, которым удалось отойти от края пропасти с подлинным чувством неуязвимости. А вот подлинное чувство смирения все еще отсутствует», — считает Соркин.

Соркин Эндрю. Слишком большие, чтобы рухнуть. — М.: Астрель: CORPUS, 2012. — 576 с. Тираж 3000 экз.