Владимир Путин заявил о необходимости рассекретить данные о балансовых запасах сырья. В первую очередь речь идет об углеводородах, хотя раскрытию подвергнутся, видимо, данные и о запасах большинства других видов сырья, например цветных металлов (за исключением разве что алмазов и металлов платиновой группы, информация о которых засекречена даже на корпоративном уровне). Сейчас аудиторы имеют доступ к данным о запасах месторождений, находящихся в собственности компаний. Однако они лишены информации о месторождениях, находящихся в нераспределенном фонде (то есть лицензии на освоение которых никому не выданы), а это существенная часть балансовых запасов страны.
На заседании правительственной комиссии по ТЭК 13 февраля Владимир Путин также сообщил о необходимости пересмотреть национальную классификацию запасов углеводородов и сделать ее «более приближенной к международной». А глава «Роснедр» Александр Попов заявил, что новая классификация может быть введена еще до конца текущего года. В настоящее время российская классификация запасов по степени разведанности и геологической изученности принципиально несопоставима с западными классификациями, которые широко используются отраслевыми специалистами и инвесторами и основаны на экономике добычи. Нетривиальной и дорогостоящей процедурой становится их аудит и пересчет, особенно актуальный для акционерных компаний, чьи ценные бумаги котируются на западных биржах. «Принципиально, чтобы классификация запасов учитывала экономику и момент начала разработки, — говорит директор энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Григорий Выгон. — Наложение грифа секретности в свое время затруднило анализ структуры запасов, в частности оценку потенциала трудноизвлекаемых запасов и эффективность введения мер их экономического стимулирования. Введение классификации, основанной на экономике разработки, позволит более объективно прогнозировать добычу углеводородов в России и систематизировать решения по предоставлению налоговых льгот».
То, что задачи по изменению классификации и раскрытию данных о балансовых запасах были поставлены одновременно, не случайно. Сейчас информация о начальных геологических общестрановых запасах нефти и газа недоступна из-за секретности данных по месторождениям нераспределенного фонда. Однако эта скрытность присуща всем крупным нефтедобывающим странам, например в США такая информация также не раскрывается. При этом любые данные об «экономических» категориях запасов, которые быстро меняются вместе с конъюнктурой и технологиями, общедоступны — и в целом по стране, и по отдельным месторождениям и компаниям. Теперь то же будет и в России.