Первая половина ХХ столетия — эпоха расцвета русской зоологической мысли, в это время зоологическая наука в России была на лидирующих позициях в мире. Школа Николая Кольцова — одна из крупнейших в русской зоологии, достаточно сказать, что именно отсюда вышла идея строения ДНК, затем волею судеб отправившаяся в долгое путешествие на Запад.
«Ученики и соратники» — собрание научных биографий, выполненных в одном формате. Краткие сведения о семье героя, его детстве, образовании, а далее — научная биография и перечень научных заслуг. Схема очень строгая. И на этом скупом фоне проступают рисунки человеческих судеб. Десятки учеников Кольцова, которые основывали отрасли науки и институты, совершали открытия, выясняли закономерности наследования и развития живых существ, — женятся и разводятся, уезжают в эмиграцию и погибают в лагерях, их отправляют в ссылку и делают лауреатами. Почти каждое имя — целая наука, ряд блестящих открытий и теоретических обобщений. Четвериков — один из творцов современной теории эволюции, Филатов — создатель экспериментальной эмбриологии, Скадовский — гидробиолог, Роскин — цитолог, Астауров — генетик… Это все знаменитые, известнейшие имена. И дальше, дальше — орнитологи, хирурги, генетики. И мартиролог: умер в ссылке, покончил жизнь самоубийством, умер в нищете, спокойно прожил и скончался в окружении внуков… Самые разные судьбы складываются в кружевной узор.
Люди одного поколения, ученики одного мастера. Они учились в одной лаборатории, усваивали одни методы работы, дружили и общались друг с другом, вместе работали — а затем все дальше расходились. Каждая судьба высвечивает какую-то особую складку истории России первой половины ХХ века. Впрочем, иные биографии захватывают и вторую половину — многие герои дожили даже до двухтысячных годов.
Озернюк Николай. Научная школа Н. К. Кольцова. Ученики и соратники. — М.: КМК, 2012. — 359 с. Тираж 400 экз.