Не туда залетели

Русский бизнес
Москва, 04.03.2013
«Эксперт» №9 (841)
Сделка лизинговой компании ИФК по приобретению 32 самолетов Bombardier за 2,5 млрд долларов не отвечает национальным интересам России, а потому не может быть реализована. Иначе нашей стране придется закрыть конкурирующие проекты создания новых авиалайнеров и списать миллиарды инвестиций, потраченные на модернизацию авиазаводов на Дальнем Востоке и в Сибири

Фото: bombardier.com

Генеральный директор лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) Александр Рубцов и президент Bombardier Commercial Aircraft Майк Аркамон в присутствии министра промышленности России Дениса Мантурова подписали в Монреале твердый контракт на приобретение 32 новых пассажирских самолетов СS-300 с опционом еще на 10 таких же машин. Все эти лайнеры должны быть поставлены в 2015–2018 годах. Сумма сделки в ценах каталога составила 2,56 млрд долларов, а если будет реализован опцион, то она вырастет до 3,42 млрд. Учитывая, что ИФК для Bombardier исключительно важный контрагент, нет никаких сомнений, что канадцы предоставили нашей лизинговой компании беспрецедентную скидку: по экспертным оценкам, она может достигать 25% номинальной стоимости самолетов. И такая щедрость легко объяснима.

Во-первых, заказ ИФК — очень крупный даже по мировым меркам. Благодаря ему Bombardier в одночасье увеличила свой портфель твердых контрактов на лайнеры C-Series почти на четверть, до 180 самолетов. Это позволило канадцам не только решить вопрос с дефицитом средств, который начала испытывать программа C-Series, но и дать четкий сигнал кредиторам: проект создания нового самолета все-таки будет успешно реализован, несмотря на перманентные сложности.

Во-вторых, при помощи ИФК Bombardier получила уникальный шанс прорваться со своим продуктом на российский рынок. А при самом благоприятном развитии событий и вовсе его захватить, нанеся мощный удар сразу по двум российским конкурирующим программам создания новых самолетов — регионального Sukhoi Superjet-100 (SSJ) и магистрального МС-21. Уже решено, что финансировать контракт с ИФК будет канадское агентство по развитию экспорта Export Development Canada, а наша лизинговая компания займется поиском конечных пользователей канадских самолетов в России и СНГ. То есть фактически будет выступать в роли торгового и операционного агента Bombardier.

«Это знаковое событие для Bombardier Aerospace и всего проекта C-Series, — заявил Майк Аркамон. — Перед лайнером СS-300 открываются поистине гигантские возможности, так как эти самолеты прекрасно подходят для эксплуатации в такой большой стране, как Россия. Мы видим здесь значительный потенциал их использования». Не удивительно, что после таких слов акции Bombardier моментально подскочили почти на 5%. Между тем, если этот потенциал будет реализован, то наши производители новых гражданских самолетов уже никогда не смогут наладить их крупносерийный выпуск. Это грозит нам потерей не только многих тысяч квалифицированных рабочих мест в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре, но и, что особенно болезненно, потерей уникальных компетенций в области конструирования современных пассажирских самолетов и управления крупными международными проектами по их созданию, полученных в ходе реализации программ SSJ и МС-21.

Ненужный контракт

«Наше соглашение с Bombardier — первый крупный контракт российской лизинговой компании с зарубежным производителем авиатехники», — заявил на церемонии подписания Александр Рубцов. И э

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (841) 4 марта 2013
    Ученые степени
    Содержание:
    Элеонора Леопольдовна приступила к докторской

    Предлагаемые ВАК меры способны заставить покупателей диссертаций соблюдать правила приличия и несколько повысить качество «рынка ученых степеней», однако к принципиальному оздоровлению научного сообщества это не приведет

    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама