Настоящая политика Обамы

Политика
Москва, 07.03.2013
«Эксперт» №10 (842)
Назначения на ключевые посты в новой администрации США свидетельствуют, что во второй президентский срок Барак Обама намерен обзавестись собственной внешней политикой

Фото: AP

Про внешнюю политику Барака Обамы написано уже много. Кто-то говорит о разочаровании американских либералов и левых из-за продолжения президентом курса предшественников. Кто-то, напротив, хвалит президента за эту последовательность. Кто-то силится найти во внешней политике США последних лет новые идеи. Обама же тем временем, похоже, лишь приступает к проведению собственного внешнеполитического курса.

Внешняя политика в наследство

Фабула политической карьеры Барака Обамы известна. Его стремительный взлет на вершину американского политического олимпа был обеспечен поддержкой самых разных групп американского общества, надеявшихся на перемены к лучшему в разных областях жизни страны. И внешняя политика после затяжной войны в Афганистане и кошмара Ирака из их числа. Известно также, что многие из ожиданий Обама оправдать не сумел; не стала исключением и внешняя политика, где при некоторых достижениях (вывод войск из Ирака, свержение Каддафи) кардинальных перемен не произошло.

Велико искушение обвинить в этом Обаму — его умение красиво выступать и мало делать проявилось и в сфере внешней политики. Однако ведь можно посмотреть на ситуацию по-другому: с началом второго срока стало все больше оснований думать, что нынешний американский президент, по крайней мере во внешней политике, — мастер затяжной игры и только сейчас начинает брать дело в свои руки.

Основные действующие лица внешнеполитической части кабинета первого президентского срока достались Обаме в нагрузку. Главу Пентагона Роберта Гейтса на переправе двух войн менять было никак нельзя, к тому же он республиканец, а Обама претендовал на установление двухпартийного компромисса. Хиллари Клинтон стала госсекретарем, потому что Обама очень хотел выиграть выборы, а без клана Клинтонов сделать это было едва ли возможно. Если говорить о позициях пониже, то заниматься их комплектованием Обаме было и вовсе некогда — бушевал экономический кризис, внешняя политика была даже не на третьем плане. В результате должности были заняты по обычным вашингтонским законам: кто-то дождался своей очереди, кого-то отметили за помощь в предвыборной кампании.

Не удивительно, что во внешней политике не произошло революционных изменений — Вашингтон едва успевал реагировать на международные кризисы, число которых, особенно к концу первого президентского срока Обамы, росло. Правда, при этом Белому дому в целом удавалось сдерживать либеральных интервенционистов, группу внешнеполитического истеблишмента Демократической партии, готовую огнем и мечом распространять по планете демократию и права человека. Например, стало известно, что президент чуть ли не в одиночку отверг попытки Госдепартамента, разведки и даже военных помочь сирийским повстанцам. Эту сдержанность можно объяснить известным прагматизмом и осторожностью Обамы.

Пропагандистская машина Белого дома тем временем трубила об успехах внешней политики, в которые были записаны и «арабская весна», и вывод войск из Ирака, и новые удары по талибам в Афганистане. Однако Обама

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №10 (842) 11 марта 2013
    Центральный банк
    Содержание:
    Денежный омбудсмен. Но не только

    Банк России предельно узко трактует свою роль в экономике и неадекватно оценивает хозяйственную конъюнктуру. Зарубежный опыт дает примеры продуктивного расширения функционала Центрального банка

    Международный бизнес
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама