Не халявщик, а клиент

Общество
Москва, 15.03.2013
«Эксперт» №11 (843)
Реформа социальной помощи и социального обслуживания должна сделать людей ответственными за свою судьбу, помощь – адресной, а выбор соцуслуг – широким.

Фото: Александр Иванюк

Сколько домов престарелых ни строй, они все равно будут заполнены — возможность устроить в них пожилых родственников дается всем, и пользуются ею даже те семьи, у которых с жилплощадью и доходами все в порядке, считают в Министерстве труда и соцзащиты. Условия попадания в госучреждения должны поменяться — и это лишь часть реформы всей социальной сферы, которую проводит в жизнь министерство. В конце прошлого года были приняты госпрограмма «Социальная поддержка граждан» и поправки в Закон о социальной помощи, вводящие новое понятие — соцконтракт. Сейчас в правительство внесен законопроект «Об основах социального обслуживания населения». Ключевых плюсов, которые должна принести с собой реформа, два. Это акцент на поддержку людей в трудной жизненной ситуации (в законодательстве даже появится специальный термин), в том числе на поддержку кризисных семей с детьми — вместо изымания детей из семьи. Второй плюс — бо́льшая открытость всей системы социальных учреждений, добиться которой государство предполагает с помощью общественного контроля. Есть и другие кардинальные изменения — например, допуск в сектор соцуслуг частных и некоммерческих компаний.

«Реалии меняются, и парадигма социального обслуживания людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, тоже должна измениться, — поясняет директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. — В прежней патерналистской модели человек воспринимался как не имеющий голоса объект помощи». Новое законодательство должно установить партнерские взаимоотношения между государством и человеком, взять за основу индивидуальный подход и повысить качество соцуслуг за счет того, что государство перестанет быть единым их заказчиком и поставщиком.

В России сейчас 3882 учреждения для престарелых (интернаты общего типа и психоневрологические, центры соцобслуживания и специальные дома для одиноких, состоящие из так называемых социальных квартир). В стационарах находится около 270 тыс. стариков, 17,8 тыс. человек стоят в очереди, дожидаясь места в стационаре (основная часть — более 14 тыс. человек — должна быть направлена в психоневрологические интернаты). При этом расходы на соцобслуживание (не только пожилых, но и других категорий населения, которым полагается помощь) за пятилетний период, с 2006-го по 2011 год, выросли в полтора раза. И все это увеличение пришлось на региональные бюджеты (именно они финансируют соцподдержку).

Нововведения в социальной сфере вызывают сразу несколько вопросов. Во-первых, в условиях, когда регионы сами задают размер социальной помощи, соблазн максимально сократить ее объем будет очень велик. Во-вторых, вызывает сомнения практика, когда соцобслуживание должно стать эффективным, а люди превратятся в клиентов соцслужб: понятия помощи и эффективности по своей природе малосовместимы.

Позицию авторов реформы в интервью «Эксперту» изложил заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.

Давайте начнем с недавно принятой госпрограммы «Социальная поддержка граждан». Зачем она н

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (843) 18 марта 2013
    Легпром
    Содержание:
    Открытка на 8 Марта

    Правительство и президент выдвинули очередной список мер по развитию легкой промышленности. Однако эти меры носят скорее успокаивающий характер и не приведут к выходу отрасли из стагнации

    Международный бизнес
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама