Как пескарю выжить среди акул

Русский бизнес
Москва, 25.03.2013
«Эксперт» №12 (844)
«Донской табак» приобретает греческую компанию Sekap. Для обоих участников сделки это единственная возможность выжить и развиваться на рынке, почти полностью захваченном мировыми грандами: за счет роста масштабов бизнеса и объемов экспорта

Фото: ИТАР-ТАСС

«Донской табак» — единственный крупный производитель табачной продукции в России, контролируемый национальным капиталом. Все остальные вошли в состав транснациональных табачных компаний. Сегодня на долю «большой тройки» — Japan Tobacco International, Philip Morris и British American Tobacco — приходится более 60% российского рынка табака, а с учетом доли Imperial Tobacco и вовсе 80%. Наши табачники сдались еще лет восемь-десять назад, держится на рынке лишь «Донской табак», поэтому все новости вокруг этой компании вдвойне интересны.

В последние годы принадлежащая Ивану Саввиди группа «Агроком», куда входит и «Донской табак», двигалась по пути диверсификации бизнеса на нетабачных направлениях. В табачный бизнес инвестировать не спешили: на фабрике в основном проводились работы по малой модернизации производства и оптимизации марочного состава продукции. Однако компания сгененировала хороший информационный повод, который позволяет думать, что позиции национального капитала в табачной индустрии будут сохранены.

По всей видимости, растущие акцизы на табак внутри России и слабый рост спроса на табачные изделия заставили «Агроком» искать потенциальные объекты для инвестирования за рубежом. В этом контексте приобретение греческого производителя может означать как возможную докапитализацию «Донского табака» в ходе поисков щедрого инвестора, так и курс на более активное развитие самой компании.

Иностранные табачники, оценив потенциал российского рынка, начали скупку существующих фабрик и постройку собственных в 1991 году. Переход отечественной табачной промышленности в руки иностранцев завершился в основном к 2000-му. Итог: если в 1991 году в России работали более 40 табачных предприятий, то сейчас действующих осталось десятка полтора, из которых все крупнейшие принадлежат иностранцам. Многочисленные мелкие и средние табачные фабрики в большинстве своем закрылись или функционируют неритмично. Те же, кто выжил и сохранил независимость от транснациональных мейджоров, вынуждены довольствоваться производством нишевых дешевых сигарет и папирос. При этом компактность сигарет и высокая маржа их продажи практически не оставили шансов на выживание местным небольшим игрокам — крупная модернизированная табачная фабрика в Европейской России может рентабельно продавать сигареты на всей территории страны.

И на этом фоне «Донскому табаку» удается как-то выживать!

Все дело в колбасе

Компания с начала 1990-х годов не меняла собственника, ее бессменный владелец — Иван Саввиди. К началу 1990-х годов «Донской табак» уже относился к крупным игрокам отрасли с объемами производства несколько миллиардов сигарет в год. Саввиди частично обновил марочный ряд продукции, а главное — осуществил полную реконструкцию производства. Благодаря выросшему после 1998 года внутреннему спросу на сравнительно дешевые сигареты табачную фабрику сумели перевести из старых корпусов в центре Ростова на левобережье Дона. Фактически табачное производство в Ростове было создано заново. При этом западны

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (844) 25 марта 2013
    Кипр
    Содержание:
    Чтобы сами ушли

    Прямые потери от банковского кризиса на Кипре будут не слишком велики, гораздо опаснее могут оказаться его косвенные последствия

    Международный бизнес
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама