Корсары XXI века

Повестка дня
Москва, 25.03.2013
«Эксперт» №12 (844)

Генеральный директор компании «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) Радо Антолович временно покинул свой пост до завершения расследования уголовного дела, возбужденного против него по ч. 2 ст. 204 УК РФ («Служебный подкуп»). Об открытии дела и обысках в компании стало известно за несколько дней до заседания совета директоров НМТП, где должен был решаться вопрос о смене председателя совета.

В начале февраля стало известно о существенных разногласиях между ключевыми акционерами НМТП — «Транснефтью» и группой «Сумма» Зиявудина Магомедова (близкого к вице-премьеру Аркадию Дворковичу). Через зарегистрированный на Виргинских островах Novoport Holding Ltd партнеры контролируют 50,1% акций НМТП. Судя по письму президента «Транснефти» Николая Токарева представителям «Суммы», составлявшим большинство в совете директоров НМТП, госкомпания имеет серьезные претензии к управлению портом. Письмо совпало с громкой отставкой с должности председателя совета директоров «Курортов Северного Кавказа» Ахмеда Билалова (Зиявудин Магомедов его двоюродный брат) после жесткой критики со стороны президента Владимира Путина за срыв сроков сдачи олимпийских объектов.

За несколько дней до намеченного на 19 марта заседания совета директоров НМТП акционеры приняли компромиссное решение: пост главы совета вместо представителя «Суммы» Марата Шайдаева займет вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин, а должность генерального директора остается за Радо Антоловичем. Этот словенский топ-менеджер, имеющий в мировой портовой отрасли репутацию специалиста экстра-класса, возглавил компанию после того, как была сформирована нынешняя структура группы НМТП. Помимо шести предприятий на территории Новороссийского порта в нее входят два актива в Ленинградской области: Приморский торговый порт, специализирующийся на перевалке нефти, и контейнерный терминал в Балтийске. С появлением в числе акционеров НМТП группы «Сумма» компания взяла курс на превращение в транснационального портового оператора. Так, в 2011 году контролируемая «Суммой» компания Shtandart TT B.V. победила в конкурсе на строительство и эксплуатацию нефтяного терминала Tank Terminal Europoort West в порту Роттердама; предполагалось, что нефть марки Urals для нового терминала будет поступать в основном из Приморского порта.

Однако альянс «Суммы» и «Транснефти» оказался непрочным. Яблоком раздора стал 20-процентный госпакет акций НМТП, активный интерес к которому год назад проявил тогдашний вице-премьер Игорь Сечин, «заклятый друг» Аркадия Дворковича. Тогда Сечин предложил объединить 20% акций Росимущества с 5,3-процентным пакетом РЖД, создав, таким образом, блокпакет, и продать его «Роснефти». Против выступило Минэкономразвития, настаивавшее на проведении аукциона, и в конце прошлого года глава МЭРТ Андрей Белоусов сообщил, что приватизация госпакета намечена на февраль-март этого года. Но если раньше «Сумма» и «Транснефть» хотели участвовать в процессе, то теперь ситуация могла измениться. Отношения между «путинской» и «ме

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (844) 25 марта 2013
    Кипр
    Содержание:
    Чтобы сами ушли

    Прямые потери от банковского кризиса на Кипре будут не слишком велики, гораздо опаснее могут оказаться его косвенные последствия

    Международный бизнес
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама