Новый ген современной культуры

Культура
Москва, 01.04.2013
«Эксперт» №13 (845)
В Калуге и Первоуральске представили новый проект Минкульта по созданию в регионах домов новой культуры, или ДНК-центров

Фото: Петр Захаров/«Рост Медиа»

«Искусство должно быть ближе к народу» — стоит отвлечься от набившего оскомину советского штампа, и становится понятно, что сама идея популярна сейчас как никогда. Мировые музеи озабочены децентрализацией: Лувр открыл филиал в бывшем шахтерском городе Лансе, Музей Гуггенхайма продолжает опутывать мир сетью отделений. В том же направлении движется и Министерство культуры России, с августа 2012 года по заданию правительства реализующее в регионах программу создания домов новой культуры (сокращенно ДНК).

На ДНК возложена большая и светлая миссия — они должны нести в массы все самое инновационное, что только есть в нынешнем искусстве, организовывать досуг и создавать площадку для творчества. Должны стать новой архитектурной доминантой городов и формировать вкус, привлекать разные возрастные и социальные группы. «Жизнь людей улучшается, когда в ней много материальных благ и когда им не скучно, и это дает сфера культуры и искусства», — рассказал на презентации уральского ДНК-центра заместитель председателя правительства Владислав Сурков, активно курирующий этот проект. И добавил: «При всем уважении к традиционной культуре — для нас это основа, и мы ни в коем случае не можем от нее отказываться, это своего рода матрица нашего существования, — она не должна нас сдерживать. Как бы ни были сильны традиции, мы можем и должны меняться. И я надеюсь, что ДНК станет точкой, в которой будут собираться люди, меняться сами и менять мир вокруг себя».

Для начала решили построить три пилотных ДНК — в Калуге, Первоуральске и во Владивостоке на острове Русский. Они должны открыться в 2015 году, и в случае успеха сеть центров будет разрастаться. Города выбирали по нескольким принципам. Первый — географический — они охватывают территорию от центра через Урал до Дальнего Востока. Важным критерием был размер — в городе должно проживать от 50 тыс. до 500 тыс. человек (из списка кандидатов сознательно исключили «миллионники», разумно рассудив, что там художественная жизнь так или иначе уже налажена). И наконец, последним, но немаловажным, был человеческий фактор — готовность местных властей и частного бизнеса участвовать в создании центров, поскольку осуществить столь масштабный проект на бюджетные средства государству не под силу. В итоге калужскому ДНК помогает московский институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и его основатель Александр Мамут — он, кстати, был среди критиков концепции Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), так что теперь представит свою альтернативную версию культурного центра. А первоуральский центр опекает местный Новотрубный завод, который входит в группу металлургических предприятий ЧТПЗ во главе с акционерами Андреем Комаровым и Александром Федоровым.

Как будут выглядеть ДНК, пока непонятно — Минкульт сейчас как раз проводит архитектурные конкурсы. Известно лишь, что ДНК во Владивостоке отдали на откуп бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов», но конкретный проект еще не утвержден. А вот о наполнении уже можно составить некоторое пр

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (845) 1 апреля 2013
    ТЭК
    Содержание:
    Ресурсная взаимность

    Первый визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию показал, что стороны крайне заинтересованы в интенсификации ресурсной дружбы: россияне хотят поддержать рост своих нефтегазовых корпораций, а китайцы - получить экономически доступные ресурсы для сохранения конкурентоспособности собственной индустрии

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама