От Минфина ждут премий

Дмитрий Яковенко
8 апреля 2013, 00:00

Надежды инвесторов на открытие рынка ОФЗ для иностранцев не оправдались. Теперь, чтобы полностью размещать выпуски, Минфину приходится предлагать премию к рынку

Фото: ИТАР - ТАСС
Министерство финансов на прошлой неделе попыталось разместить два выпуска ОФЗ на 30 млрд рублей

Министерство финансов на прошлой неделе попыталось разместить два выпуска ОФЗ на 30 млрд рублей (десятилетние на 10 млрд рублей и пятилетние — на 20 млрд). Но если десятилетний выпуск с доходностью 7,12% инвесторы разобрали полностью — помогла премия в 2–3 базисных пункта к вторичному рынку, — то вот по пятилетним бумагам с доходностью 6,3% Минфин собрал только 7,6 млрд рублей. При этом на три крупные сделки пришлось около 5 млрд рублей — то есть выпуск скупили несколько крупных игроков.

Аналогичные результаты аукционы Минфина демонстрируют с начала года. В первом квартале ведомство планировало привлечь 300 млрд рублей, но выполнило план заимствований только на 193 миллиарда.

Все идет по плану

Напомним, что, согласно принятым еще в 2011 году «Основным направлениям долговой политики РФ на 2012–2014 гг.», страну должен был ожидать резкий рост государственного долга — в первую очередь за счет ОФЗ (см. график). Но за 2012 год Минфин предложил рынку бумаг на 1,19 трлн рублей, а привлек только 811 миллиардов. В итоге внутренний долг составил 4,98 трлн рублей против 5,46 трлн, заложенных в документе. В том, что Минфин не поспевал за собственными планами, аналитики не видят ничего критичного. «Годовой план Минфина — 1,2 триллиона рублей, — говорит Дмитрий Полевой, экономист по России и Казахстану банка ING. — Но рынок, как и Минфин, всегда понимал, что занять такие деньги при отсутствии резкого притока капитала и роста цен на нефть невозможно. Эта цифра рассматривалась как максимально возможная сумма, которую Минфин хотел бы привлечь при самом оптимистичном сценарии».

Но в нынешнем году программа заимствований станет для финансового ведомства актуальнее. «Главная проблема бюджета сейчас — в получении не нефтегазовых доходов, — объясняет Дмитрий Полевой. — Это связано и с налоговыми потерями из-за массового возврата НДС, и с общим замедлением экономики. Использование дополнительных нефтегазовых доходов упирается в бюджетное правило. В то же время Минфину надо увеличивать расходы бюджета на 500 миллиардов рублей. Для этого необходимы или доходы от приватизации, или увеличение долга. Но занимать больше плана без премии к рынку финансовое ведомство вряд ли сможет».

Уже неинтересно

Собственно, то, что без премии к рынку Минфину не обойтись, и подтвердили результаты недавнего аукциона. При этом если в конце прошлого года доходности по ОФЗ на вторичном рынке снижались из-за огромного спроса, то сейчас такого уже нет. Дело в том, что в прошлом году Минфин с ФСФР затеяли на долговом рынке либерализацию, которая вылилась в создание единого депозитария и допуск к операциям с госбумагами международных депозитарно-клиринговых систем Euroclear и Clearstream. На волне ожиданий на российский рынок хлынули иностранные инвесторы. Если в конце 2011 года Минфин говорил о 3-процентной доле инвесторов-нерезидентов в ОФЗ, то на конец прошлого года этот показатель составлял уже 6,5%. Недавно свои оценки сделал и Центральный банк: по его расчетам, иностранцы купили госбумаг на 15 млрд долларов — а это уже 15% от общего объема находящихся в обращении ОФЗ (3,2 трлн рублей на 1 марта). «Не будет большим преувеличением сказать, что практически всю чистую эмиссию 2012 года скупили иностранцы, — соглашается старший аналитик “ВТБ Капитал” Максим Коровин. — Многие делали это не напрямую, а через деривативы, так что по факту доля нерезидентов сейчас даже превышает оценку ЦБ».

Вложившиеся в ОФЗ инвесторы полагали, что, как только Euroclear заработает в России, иностранцы станут еще активнее. При этом с точки зрения доходности российские гособлигации выглядели привлекательнее бумаг наших соседей по BRIC — Индии и Бразилии. Оптимизм внушало и вхождение в рынок крупных международных фондов. Так, по итогам 2012 года доля Государственного пенсионного фонда Норвегии в российских долговых бумагах составляла порядка 2,97 млрд долларов. Следом за европейскими инвесторами на нашем рынке ждали и более редких гостей — американские и азиатские фонды.

Однако когда в начале февраля Euroclear начал работать с ОФЗ, ничего подобного не произошло. «В целом надежды на то, что либерализация окажет значительное влияние на рынок ОФЗ в первые недели работы Euroclear с российскими госбумагами, не оправдались, — констатирует Леонид Игнатьев, руководитель управления по анализу долговых рынков ФГ БКС. — Тех, кто мог бы играть по новым правилам, остановили неблагоприятная конъюнктура второй половины квартала и чисто технические моменты, такие как долгий пересмотр инвестиционных деклараций». Но самое неприятное, что рассчитывать на интерес иностранцев к ОФЗ не приходится и в дальнейшем. «Инвесторов беспокоят высокая инфляция и валютный риск, — говорит Дмитрий Полевой. — Если смотреть по номинальным уровням доходности российских облигаций, мы — один из перспективных рынков, но если скорректироваться на инфляцию и курс рубля, то окажется, что реальная доходность уступает бумагам других стран».

В ближайшее время Минфин собирается выйти на международный рынок долга с евробондами; ставки по ним, как правило, немного ниже, чем по ОФЗ, но для иностранного инвестора они привычнее. По слухам, ведомство даже обратилось к ряду госкомпаний с просьбой перенести запланированные на весну выпуски еврооблигаций. Очевидно, это один из способов профинансировать дополнительные бюджетные расходы в обход локального рынка, требующего дополнительных премий.