Вагоны подвели

Спецвыпуск
Москва, 08.04.2013
Рынок лизинга перестал расти из-за сокращения сегмента железнодорожной техники. В нынешнем году удержать рынок от падения могут сделки с компаниями малого и среднего бизнеса, прежде всего в сегментах автотранспорта и строительной техники

Фото: Russian Look

По итогам 2012 года оправдались самые пессимистичные прогнозы — прирост рынка близок к нулю (1,5%). Объем нового бизнеса за год составил 1320 млрд рублей и почти не отличается от показателей 2011 года (таблица 1). Без учета сделок крупнейшей компании «ВЭБ-лизинг» новый бизнес сократился на 5%. Торможение обусловлено прежде всего снижением активности в многолетнем драйвере рынка — сегменте железнодорожной техники. Негативно на динамике рынка отразилось и удорожание фондирования из-за нестабильности на финансовых рынках и ужесточения банковского законодательства (поправки в инструкцию ЦБ РФ 139-И).

В 2012 году доля четвертого квартала в годовом объеме новых сделок составила 27%. Как и годом ранее, она снижалась, что не характерно для аналогичных некризисных периодов прошлых лет. По словам некоторых лизингодателей, на динамику сделок также могло повлиять решение ряда клиентов перенести их на начало 2013 года в связи с отменой налога на новое движимое имущество. Отложенный спрос по таким сделкам может реализоваться уже в первом квартале текущего года.

Но перспектива слабого роста рынка не слишком пугает его участников. «Снижение объемов нового бизнеса при сохранении качества лизингового портфеля не должно негативно повлиять на платежеспособность участников рынка. При этом финансовое состояние частных лизинговых компаний с ограниченным доступом к финансированию может несколько ухудшиться. В этом случае возможны слияния и поглощения среди лизинговых компаний, а также купля-продажа лизинговых портфелей», — говорит Андрей Коноплев, генеральный директор компании ОАО ВТБ Лизинг.

При незначительном росте рынка усилится конкуренция — это может привести как к либерализации требований к лизингополучателям, так и к снижению маржи лизингодателей при попытке предложить клиентам лучшие условия. В погоне за сделками лизинговые компании могут пойти и на снижение уровня авансовых платежей. С одной стороны, это повышает риски, с другой — позволит немного больше заработать: чем выше задолженность клиента, тем выше платежи по сделке. Но не стоит забывать, что при увеличении рискованности сделок растет и стоимость фондирования для компаний.

«Компании, которые могут столкнуться с замедлением роста бизнеса, будут стараться подстроиться под новые реалии, сохранить масштаб деятельности. В первую очередь это может проявиться в своеобразной моде на «розницу». Даже те компании, которые всегда работали только с крупными сделками, начинают создавать розничные подразделения. Более четко будет прослеживаться отраслевая специализация компаний, поскольку в выгодном положении оказываются те игроки, которые могут выступать экспертами в том или ином сегменте», — отмечает Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании.

Несмотря на торможение рынка, многие компании сохраняют оптимизм — при стагнации или слабом росте новых сделок можно направить усилия на укрепление отношений с уже имеющимися клиентами, на разработку новых продуктов и

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №14 (846) 8 апреля 2013
    Новая денежная политика
    Содержание:
    Тонкая настройка ожиданий

    Надежды российского бизнеса на плавное смягчение денежно-кредитной политики получили поддержку. Банк России символически снизил процентные ставки по ряду долгосрочных рефинансовых операций. А будущий руководитель ЦБ высказалась в пользу большего учета банками и регулятором интересов реального сектора экономики

    Потребление
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама