Ничего личного

Общество
Москва, 12.04.2013
«Эксперт» №15 (847)
Отказ от личного автомобиля в пользу так называемых услуг каршеринга — уже реальность для крупных мировых мегаполисов. Этот способ передвижения стирает грань между личными и общественными автомобилями и может помочь городам спастись от транспортного коллапса

Фото: EPA

Зачем, живя в большом городе, иметь собственный автомобиль, особенно если пользуешься им лишь пару раз в неделю? Ведь можно создать некое сообщество и брать машины взаймы друг у друга. Основываясь на этих коммунистических идеях, в мире сейчас стремительно развивается такое явление, как каршеринг (car sharing, совместное владение автомобилем).

Первые подобные коммуны появились в Европе еще в конце 1940-х. Однако настоящий расцвет каршеринг переживает последние несколько лет, во многом благодаря интернету и развитию информационных технологий. По оценкам исследовательской компании Frost & Sullivan, если в прошлом году в мире насчитывалось 2,3 млн участников каршеринга, то в текущем году их число увеличится на 40%, а к 2020-му более чем в 10 раз — до 26 млн человек (см. график 1). Сегодня больше всего пользователей этих услуг насчитывается в Северной Америке (1,12 млн), далее идет Европа (0,94 млн) и Азиатско-Тихоокеанский регион (0,28 млн, см. таблицу 1).

Автомобильный коммунизм

Принципиально каршеринг делится на два основных типа. Первый — люди обмениваются автомобилями между собой. На Западе такой принцип назвали Р2Р — person-to-person или peer-to-peer («человек — человеку»).

В разных странах мира появляется все больше интернет-сервисов P2P, которые предлагают автовладельцам вступать в сообщества, где можно на короткий срок сдавать свой автомобиль любому желающему. Например, в Северной Америке сейчас наиболее популярны компании Getaround, Relayrides, Wheelz; в Европе активно развиваются Whipcar, Voiturelib, Tamyca; в Азии — Drivemycar, CaFoRe (см. таблицу 2).

Система работает следующим образом: желающие сдать свой автомобиль в аренду и потенциальные арендаторы регистрируются на портале. Последние вводят в поисковой системе город, время и тип желаемого автомобиля, после чего информационная система показывает им список доступных автомобилей. Арендатор напрямую через сайт связывается с арендодателем, договаривается, где можно забрать автомобиль, производит оплату.

Роль портала как посредника заключается в том, что он выступает гарантом добросовестности участников сделки — сторонам он высылает на подпись договор аренды, где арендатор, в частности, обязуется вернуть автомобиль в целости и сохранности.

Выгода от такой сделки обоюдная. С одной стороны, аренда автомобиля в таком клубе порой кратно дешевле, чем в специализированных прокатных конторах. С другой — люди, которые не часто пользуются своим автомобилем, могут хорошо подзаработать. «У меня собственный автомобиль с 2005 года, но в силу моего рабочего графика сейчас я им пользуюсь только один или два раза в неделю, — пишет в своем блоге активистка движения за совместное использование автомобилей американка Кэтрин Ринди. — Я начала использовать модель каршеринга в 2010 году, в общей сложности мой автомобиль заимствовали более 250 раз, я заработала на этом около 10 тыс. долларов — это примерно равно его рыночной стоимости. Так что с финансовой точки зрения м

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (847) 15 апреля 2013
    Корейский кризис
    Содержание:
    Война по неосторожности

    Поднимая градус ядерного шантажа, Северная Корея не учитывает изменившийся геополитический фон. В результате конфликт может начаться неожиданно для нее самой

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    Общество
    Потребление
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама