Разошлись по нишам

Марина Мусиец
22 апреля 2013, 00:00

Усиление специализации факторов в 2012 году привело к ослаблению конкуренции и, как следствие, к росту факторинговых ставок. Пострадал от этого в основном малый бизнес

Фото: picvario.com / Russian Look
Усиление специализации факторов в 2012 году привело к ослаблению конкуренции и, как следствие, к росту факторинговых ставок

Главной тенденцией прошлого года стал рост специализации факторов. Одни игроки сконцентрировались на крупном бизнесе, другие — на МСБ. Рост рынка в 2012 году на 65% обеспечили главным образом факторы, работающие с крупными компаниями. Усиление специализации факторов, с одной стороны, ослабляет накал ценовой конкуренции на рынке, а с другой — повышает их концентрацию на отдельных клиентах и дебиторах. В опасную зону пошли единицы, да и те могут рассчитывать на поддержку материнских банков с высокими рейтингами. Поэтому системной угрозы для рынка специализация пока не несет. Те же, кто на поддержку материнских структур положиться не может, пытаются сохранять универсальность либо уходят в сегмент МСБ. Пытаясь удержаться в сегменте крупного бизнеса, не имея за спиной материнского банка с суверенным рейтингом, они ищут и находят новые стратегии: кооперация друг с другом, страхование дебиторской задолженности, выход в новые отрасли, ранее считавшиеся нефакторабельными.

Новый расклад

Объем рынка факторинга по итогам 2012 года перешагнул рубеж 1 трлн рублей и составил 1,45 трлн рублей (см. график 1). Темпы прироста относительно прошлогодних замедлились и снизились до 65% против 77% годом ранее. Несмотря на снижение темпов роста рынок факторинга растет гораздо быстрее других сегментов финансового сектора и ВВП (см. таблицу 1): доля факторинга в ВВП увеличилась до 2,3% против 1,6% годом ранее.

Сегментацию рынка ощущает большинство факторов. «По нашему мнению, за прошлый год на рынке произошла ярко выраженная отраслевая, продуктовая и клиентская сегментация факторов», — отмечает Антон Мусатов, генеральный директор компании «ВТБ Факторинг».

Высокий уровень конкуренции и, как следствие, низкая стоимость факторинга, сопоставимая со стоимостью кредита, в 2011–2012 годах привели к перетоку клиентов из банковского кредитования в факторинг. Часть факторов, предлагавших наиболее низкие ставки, столкнулась с большим потоком клиентов, который стало все труднее обслуживать. Это подтолкнуло игроков рынка к концентрации бизнеса на наиболее крупных поставщиках и дебиторах. Ведь их обслуживание позволяет этим факторам достичь того эффекта масштаба, который может оправдать низкие факторинговые ставки. За счет этого во второй половине 2012 года конкуренция в отдельных сегментах снизилась, а ставки выросли. «Факторы осознанно отказываются от того бизнеса, который не является для них ключевым, каждый борется лишь за определенный сегмент клиентов. Факторы намного активнее общаются между собой, обмениваются информацией, а иногда и клиентами», — комментирует Михаил Окунев, начальник банковского управления Металлинвестбанка. С учетом того, что участников рынка, специализирующихся на МСБ, меньше, чем тех, кто специализируется на крупном бизнесе, ставки выросли прежде всего для малого и среднего бизнеса. Стоимость факторинга для крупного бизнеса если и выросла, то незначительно.

Кооперация как панацея

Сегментация рынка может привести к росту концентрации кредитных рисков факторов на отдельных клиентах и дебиторах. Решить эту проблему можно за счет кооперации факторов между собой, развития страхования дебиторской задолженности и выхода в новые отрасли. В 2012 году факторинговые компании достигли успехов во всех трех направлениях: участились прецеденты их объединения для работы с одним клиентом, вернулись на рынок факторинга западные кредитные страховщики, растут объемы сделок в новых для факторинга отраслях. «За прошедший год банк реализовал несколько интересных проектов, например в сфере оказания услуг, где ранее факторинг как финансовый инструмент не рассматривался вовсе», — подтверждает Максим Микульшин, начальник отдела развития факторинга Московского кредитного банка.

Кооперация факторов может строиться, во-первых, на обмене клиентами, не являющимися целевым сегментом для фактора (как вариант — за комиссионное вознаграждение). Во-вторых, на передаче на обслуживание части дебиторской задолженности по крупным дебиторам (что актуально как для факторов-банков, которые вынуждены выполнять норматив ЦБ РФ Н6, так и для обслуживания крупных дебиторов, принимать кредитные риски на которых одному фактору не позволяет риск-менеджмент). В-третьих, это совместное обслуживание одного клиента двумя факторами — при этом один из них предоставляет финансирование, а второй — покрытие рисков неплатежа.

Все три перечисленных варианта кооперации факторов имели место в 2012 году. Например, Мособлбанк предлагает факторинговые услуги в рамках сотрудничества с ГК НФК и ООО ФТК (первый вариант кооперации факторов). Металлинвестбанк создал Factoring Media — систему электронного документооборота на рынке факторинга, объединяющую дебиторов, факторов и поставщиков и позволяющую всем участникам обезопасить себя от рисков мошенничества (второй вариант кооперации факторов). Третий вариант кооперации до 2012 года не был распространен, однако Промсвязьбанк и НФК реализовали первую подобную сделку. «Еще недавно никто не мог поверить, что факторы могут объединиться в реализации конкретной сделки для максимально полного удовлетворения потребностей клиента. Мы считаем, что подобное сотрудничество игроков рынка продолжится и в этом году», — прогнозирует Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка.

Кооперация факторов будет способствовать сбалансированному росту рынка факторинга и снижению рисков концентрации на отдельных объектах кредитного риска. Эти же цели могут быть достигнуты за счет сотрудничества факторов с кредитными страховщиками. Страховые компании довольно активно работали с факторами до кризиса 2008 года (Hermes, COFACE и некоторые другие). После кризиса они существенно сократили свою активность на российском рынке, а сейчас стали возвращаться. «Мы надеемся, что активность страховых компаний будет расти, потому что наша деятельность на рынке безрегресса будет в значительной мере зависеть от их лояльности по отношению к кредитным рискам в России», — отмечает Александр Морозов, директор департамента факторинга ОАО «Банк “Петрокоммерц”)».

Рост за счет гигантов

Высокие темпы прироста рынка обеспечил главным образом сегмент крупных клиентов: рост доли крупного бизнеса в структуре сделок составил почти 4 п. п. (до 59,2%). Наибольшие темпы прироста объемов уступленных требований в 2012 году из числа крупных факторов (топ-15) показали «ВТБ Факторинг» (172,1%) и ТКБ (152,3%; см. таблицу 2).

Несмотря на усилия МСП Банка, по поддержке кредитования малого и среднего бизнеса, его доля на рынке факторинга снижается. Из числа топ-10 факторов по объему уступленных за 2012 год прав требований наименьшие темпы прироста показали факторы, специализирующиеся на работе с МСБ: НФК и Металлинвестбанк. По состоянию на начало 2013 года 10 факторов являлись партнерами МСП Банка, объем действующих договоров с ними составил 9,7 млрд рублей, что соответствует примерно 4% портфелей факторов. С учетом того, что на конец года факторинговые портфели обычно выше, чем в среднем за год, оценить участие МСП Банка в пассивах факторинговых компаний можно на уровне 5–6%. По этому показателю программа финансирования факторов — одна из наиболее эффективных программ МСП Банка.

По итогам 2012 года «ВТБ Факторинг» уверенно сохраняет лидерство по объему портфеля. Средний темп прироста портфелей факторов на 1 января 2013 года составил 47,5% по отношению к 1 января 2012-го (в период с 1 января 2011-го по 1 января 2012-го портфели выросли на 64,4%). Самые высокие темпы роста портфеля из топ-10 показал МКБ (141,6%). Существенно вырос также портфель компании «Политекс» — более чем в пять раз, что позволило этой компании подняться на восемь позиций в ренкинге по портфелю.

Растет концентрация рынка: по итогам 2012 года тройка лидеров занимает около 52,8% рынка по объему уступленных требований (47% по итогам 2011 года).

Что дальше?

«Эксперт РА» прогнозирует замедление темпов роста рынка до 35–40% в 2013 году, такая динамика позволит рынку достичь объема в 2 трлн рублей. В следующем году, по оценке «Эксперт РА», рост рынка будет происходить прежде всего за счет крупных клиентов при сохранении низких факторинговых ставок для них. Росту сегмента «крупный клиент — небольшой дебитор» будет способствовать активность кредитных страховщиков. Темпы роста сегмента «небольшой клиент — крупный дебитор» будут ниже в силу его высокой насыщенности.

Стабильная макроэкономическая ситуация стимулирует все большую заинтересованность факторов в сегменте, где и поставщик, и дебитор — представители МСБ. «В наших ближайших планах — создание “коробочного” продукта для малого бизнеса», — делится планами генеральный директор компании «Политекс» Владимир Емельянов. Правда, пока из-за небольших объемных показателей этот сегмент не может оказать существенного влияния на рынок факторинга в целом.

Для диверсификации кредитных рисков факторы будут выходить в новые сегменты. Уже в 2012 году высокие темпы роста показали сфера услуг и строительство — отрасли, традиционно слабо охваченные факторингом. «Практически вся сфера услуг может дать рынку существенный прирост — рекламные агентства, грузоперевозки и многие другие», полагает Алла Борискина, начальник управления интегрированных маркетинговых коммуникаций Русской факторинговой компании.

Безрегрессный факторинг уже на протяжении трех лет растет темпами, опережающими рост факторинга с правом регресса. Благодаря этому в 2012 году доля безрегрессного факторинга в структуре сделок составила уже 32,2% (см. график 2). В 2013 году «Эксперт РА» прогнозирует рост доли факторинга без права регресса, но она не превысит 40%.

В 2012 году многие ожидали выхода на рынок Сбербанка России, однако этого не произошло. Если крупнейший банк страны все же решит выйти на рынок факторинга, то в течение года вполне вероятно удвоение рынка. При этом поток банков, заявляющих о выходе на рынок факторинга, не прекращается. «Факторинг по-прежнему значится в списке модных направлений деятельности кредитных организаций. Вопрос в том, может ли каждый банк обеспечить себя достаточным потоком клиентов, чтобы факторинговый бизнес хотя бы обеспечил возврат на инвестиции. Оценку потенциала российского рынка в нынешних условиях ценового демпинга провела одна иностранная кредитная организация — провела и отказалась от развития факторинга в России», — говорит Роман Огоньков, председатель правления банка НФК.

Какие перспективные сегменты на рынке факторинга вы видите?

Корнелиу Робу, заместитель председателя правления НФК:

Корнелиу Робу 123_expert_16.jpg
Корнелиу Робу

— Перспективными сегментами на рынке факторинга в первую очередь можно назвать факторинговое обслуживание поставок в адрес государственных компаний. Во многих странах на госконтракты приходится значительная доля рынка факторинга, а в России она крайне мала по ряду причин, в том числе вследствие ограничений на законодательном уровне — речь, в частности, идет о запрете на платежи третьим лицам, с которым мы часто сталкиваемся на практике. Ассоциация факторинговых компаний предпринимает ряд усилий для разрешения этого вопроса, но, очевидно, потребуется немало времени для достижения конечной цели.

Еще одним перспективным направлением является экспортный факторинг — этот сегмент может вырасти в десятки раз при условии реализации мер, предусмотренных в соответствующей дорожной карте Агентства стратегических инициатив, а именно в случае либерализации механизма валютного контроля, в частности отмены паспортов сделки при экспорте несырьевых товаров. Также хороший прирост рынку обещают операции в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В перспективе на базе Таможенного союза на этом пространстве может возникнуть единый факторинговый рынок.