Разошлись по нишам

Марина Мусиец
22 апреля 2013, 00:00

Усиление специализации факторов в 2012 году привело к ослаблению конкуренции и, как следствие, к росту факторинговых ставок. Пострадал от этого в основном малый бизнес

Фото: picvario.com / Russian Look
Усиление специализации факторов в 2012 году привело к ослаблению конкуренции и, как следствие, к росту факторинговых ставок

Главной тенденцией прошлого года стал рост специализации факторов. Одни игроки сконцентрировались на крупном бизнесе, другие — на МСБ. Рост рынка в 2012 году на 65% обеспечили главным образом факторы, работающие с крупными компаниями. Усиление специализации факторов, с одной стороны, ослабляет накал ценовой конкуренции на рынке, а с другой — повышает их концентрацию на отдельных клиентах и дебиторах. В опасную зону пошли единицы, да и те могут рассчитывать на поддержку материнских банков с высокими рейтингами. Поэтому системной угрозы для рынка специализация пока не несет. Те же, кто на поддержку материнских структур положиться не может, пытаются сохранять универсальность либо уходят в сегмент МСБ. Пытаясь удержаться в сегменте крупного бизнеса, не имея за спиной материнского банка с суверенным рейтингом, они ищут и находят новые стратегии: кооперация друг с другом, страхование дебиторской задолженности, выход в новые отрасли, ранее считавшиеся нефакторабельными.

Новый расклад

Объем рынка факторинга по итогам 2012 года перешагнул рубеж 1 трлн рублей и составил 1,45 трлн рублей (см. график 1). Темпы прироста относительно прошлогодних замедлились и снизились до 65% против 77% годом ранее. Несмотря на снижение темпов роста рынок факторинга растет гораздо быстрее других сегментов финансового сектора и ВВП (см. таблицу 1): доля факторинга в ВВП увеличилась до 2,3% против 1,6% годом ранее.

Сегментацию рынка ощущает большинство факторов. «По нашему мнению, за прошлый год на рынке произошла ярко выраженная отраслевая, продуктовая и клиентская сегментация факторов», — отмечает Антон Мусатов, генеральный директор компании «ВТБ Факторинг».

Высокий уровень конкуренции и, как следствие, низкая стоимость факторинга, сопоставимая со стоимостью кредита, в 2011–2012 годах привели к перетоку клиентов из банковского кредитования в факторинг. Часть факторов, предлагавших наиболее низкие ставки, столкнулась с большим потоком клиентов, который стало все труднее обслуживать. Это подтолкнуло игроков рынка к концентрации бизнеса на наиболее крупных поставщиках и дебиторах. Ведь их обслуживание позволяет этим факторам достичь того эффекта масштаба, который может оправдать низкие факторинговые ставки. За счет этого во второй половине 2012 года конкуренция в отдельных сегментах снизилась, а ставки выросли. «Факторы осознанно отказываются от того бизнеса, который не является для них ключевым, каждый борется лишь за определенный сегмент клиентов. Факторы намного активнее общаются между собой, обмениваются информацией, а иногда и клиентами», — комментирует Михаил Окунев, начальник банковского управления Металлинвестбанка. С учетом того, что участников рынка, специализирующихся на МСБ, меньше, чем тех, кто специализируется на крупном бизнесе, ставки выросли прежде всего для малого и среднего бизнеса. Стоимость факторинга для крупного бизнеса если и выросла, то незначительно.

Кооперация как панацея

Сегментация рынка может привести к росту концентрации кредитных рисков факторов на отдельных клиентах и дебиторах. Решить эту проблему можно за счет кооперации факторов между собой, развития страхования дебиторской задолженности и выхода в новые отрасли. В 2012 году факторинговые компании достигли успехов во всех трех направлениях: участились прецеденты их объединения для работы с одним клиентом, вернулись на рынок факторинга западные кредитные страховщики, растут объемы сделок в новых для факторинга отраслях. «За прошедший год банк реализовал несколько интересных проектов, например в сфере оказания услуг, где ранее факторинг как финансовый инструмент не рассматривался вовсе», — подтверждает Максим Микульшин, начальник отдела развития факторинга Московского кредитного банка.

Кооперация факторов может строиться, во-первых, на обмене клиентами, не являющимися целевым сегментом для фактора (как вариант — за комиссионное вознаграждение). Во-вторых, на передаче на обслуживание части дебиторской задолженности по крупным дебиторам (что актуально как для факторов-банков, которые вынуждены выполнять норматив ЦБ РФ Н6, так и для обслуживания крупных дебиторов, принимать кредитные риски на которых одному фактору не позволяет риск-менеджмент). В-третьих, это совместное обслуживание одного клиента двумя факторами — при этом один из них предоставляет финансирование, а второй — покрытие рисков неплатежа.

Все три перечисленных варианта кооперации факторов имели место в 2012 году. Например, Мособлбанк предлагает факторинговые услуги в рамках сотрудничества с ГК НФК и ООО ФТК (первый вариант кооперации факторов). Металлинвестбанк создал Factoring Media — систему электронного документооборота на рынке факторинга, объединяющую дебиторов, факторов и поставщиков и позволяющую всем участникам обезопасить себя от рисков мошенничества (второй вариант кооперации факторов). Третий вариант кооперации до 2012 года не был распространен, однако Промсвязьбанк и НФК реализовали первую подобную сделку. «Еще недавно никто не мог поверить, что факторы могут объединиться в реализации конкретной сделки для максимально полного удовлетворения потребностей клиента. Мы считаем, что подобное сотрудничество игроков рынка продолжится и в этом году», — прогнозирует Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка.

Кооперация факторов будет способствовать сбалансированному росту рынка факторинга и снижению рисков концентрации на отдельных объектах кредитного риска. Эти же цели могут быть достигнуты за счет сотрудничества факторов с кредитными страховщиками. Страховые компании довольно активно работали с факторами до кризиса 2008 года (Hermes, COFACE и некоторые другие). После кризиса они существенно сократили свою активность на российском рынке, а сейчас стали возвращаться. «Мы надеемся, что активность страховых компаний будет расти, потому что наша деятельность на рынке безрегресса будет в значительной мере зависеть от их лояльности по отношению к кредитным рискам в России», — отмечает Александр Морозов, директор департамента факторинга ОАО «Банк “Петрокоммерц”)».

Рост за счет гигантов

Высокие темпы прироста рынка обеспечил главным образом сегмент крупных клиентов: рост доли крупного бизнеса в структуре сделок составил почти 4 п. п. (до 59,2%). Наибольшие темпы прироста объемов уступленных требований в 2012 году из числа крупных факторов (топ-15) показали «ВТБ Факторинг» (172,1%) и ТКБ (152,3%; см. таблицу 2).

Несмотря на усилия МСП Банка, по поддержке кредитования малого и среднего бизнеса, его доля на рынке факторинга снижается. Из числа топ-10 факторов по объему уступленных за 2012 год прав требований наименьшие темпы прироста показали факторы, специализирующиеся на работе с МСБ: НФК и Металлинвестбанк. По состоянию на начало 2013 года 10 факторов являлись партнерами МСП Банка, объем действующих договоров с ними составил 9,7 млрд рублей, что соответствует примерно 4% портфелей факторов. С учетом того, что на конец года факторинговые портфели обычно выше, чем в среднем за год, оценить участие МСП Банка в пассивах факторинговых компаний можно на уровне 5–6%. По этому показателю программа финансирования факторов — одна из наиболее эффективных программ МСП Банка.

По итогам 2012 года «ВТБ Факторинг» уверенно сохраняет лидерство по объему портфеля. Средний темп прироста портфелей факторов на 1 января 2013 года составил 47,5% по отношению к 1 января 2012-го (в период с 1 января 2011-го по 1 января 2012-го портфели выросли на 64,4%). Самые высокие темпы роста портфеля из топ-10 показал МКБ (141,6%). Существенно вырос также портфель компании «Политекс» — более чем в пять раз, что позволило этой компании подняться на восемь позиций в ренкинге по портфелю.

Растет концентрация рынка: по итогам 2012 года тройка лидеров занимает около 52,8% рынка по объему уступленных требований (47% по итогам 2011 года).

Что дальше?

«Эксперт РА» прогнозирует замедление темпов роста рынка до 35–40% в 2013 году, такая динамика позволит рынку достичь объема в 2 трлн рублей. В следующем году, по оценке «Эксперт РА», рост рынка будет происходить прежде всего за счет крупных клиентов при сохранении низких факторинговых ставок для них. Росту сегмента «крупный клиент — небольшой дебитор» будет способствовать активность кредитных страховщиков. Темпы роста сегмента «небольшой клиент — крупный дебитор» будут ниже в силу его высокой насыщенности.

Стабильная макроэкономическая ситуация стимулирует все большую заинтересованность факторов в сегменте, где и поставщик, и дебитор — представители МСБ. «В наших ближайших планах — создание “коробочного” продукта для малого бизнеса», — делится планами генеральный директор компании «Политекс» Владимир Емельянов. Правда, пока из-за небольших объемных показателей этот сегмент не может оказать существенного влияния на рынок факторинга в целом.

Для диверсификации кредитных рисков факторы будут выходить в новые сегменты. Уже в 2012 году высокие темпы роста показали сфера услуг и строительство — отрасли, традиционно слабо охваченные факторингом. «Практически вся сфера услуг может дать рынку существенный прирост — рекламные агентства, грузоперевозки и многие другие», полагает Алла Борискина, начальник управления интегрированных маркетинговых коммуникаций Русской факторинговой компании.

Безрегрессный факторинг уже на протяжении трех лет растет темпами, опережающими рост факторинга с правом регресса. Благодаря этому в 2012 году доля безрегрессного факторинга в структуре сделок составила уже 32,2% (см. график 2). В 2013 году «Эксперт РА» прогнозирует рост доли факторинга без права регресса, но она не превысит 40%.

В 2012 году многие ожидали выхода на рынок Сбербанка России, однако этого не произошло. Если крупнейший банк страны все же решит выйти на рынок факторинга, то в течение года вполне вероятно удвоение рынка. При этом поток банков, заявляющих о выходе на рынок факторинга, не прекращается. «Факторинг по-прежнему значится в списке модных направлений деятельности кредитных организаций. Вопрос в том, может ли каждый банк обеспечить себя достаточным потоком клиентов, чтобы факторинговый бизнес хотя бы обеспечил возврат на инвестиции. Оценку потенциала российского рынка в нынешних условиях ценового демпинга провела одна иностранная кредитная организация — провела и отказалась от развития факторинга в России», — говорит Роман Огоньков, председатель правления банка НФК.