На прошлой неделе специалисты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН представили доклад «Новая экономическая политика — политика экономического роста». Один из тезисов, положенных в основу доклада: модернизация и качественные перемены в российской экономике несовместимы с ее нынешними низкими темпами роста. Нижняя граница роста экономики, по мнению авторов доклада, составляет 2,5–3% ВВП в год. «В течение долгого времени мы недоинвестировали в нашу инфраструктуру: производственную и социальную, — отметил на презентации доклада глава института академик Виктор Ивантер. — Эти долги необходимо отдавать. К тому же мы недофинансировали нормальный воспроизводственный цикл в экономике. И значительные капитальные инвестиции будут направлены только на поддержание нынешнего уровня экономики, но не ее прироста. Эти затраты мы оцениваем примерно в два процента ВВП. Еще надо прибавить определенные социальные обязательства. Таким образом, минимальный уровень экономического роста, при котором мы сохраняем нынешний уровень жизни, — 2,5 процента ВВП».
При этом отечественная экономика, как показывают результаты прогноза ИНП РАН, может увеличиваться гораздо быстрее — на 6–7% в год. В среднем до 2030 года можно рассчитывать на 5% годового роста. Отмечается, что аналогичные темпы — порядка 7,3% — наша экономика показывала в 2006–2008 годах. Так что принципиальный вопрос: в состоянии ли мы вернуться на докризисную траекторию развития? Потенциал для этого есть — в первую очередь за счет масштабных мер по стимулированию внутреннего спроса. Никаких ограничений со стороны производства нет, уверены в ИНП РАН.
«Нам часто говорят, что производственные мощности находятся на пределах своей загрузки и, кроме того, критическая ситуация сложилась в отношении труда: численность занятых предельна и дальше расти не может, — сказал Александр Широв, заместитель директора ИНП РАН. — Все наши расчеты показывают, что такая точка зрения неправильна. За последние годы темпы ввода новых производств в таких видах деятельности, как металлургия, автомобильная промышленность, производство стройматериалов, химическая промышленность, существенно опережали темпы роста выпуска. Это говорит о том, что с 2008 года мы создали больше предприятий, чем выпустили продукции. Причем речь идет именно о производствах, ориентированных на внутренний спрос».
Нет ограничений для роста и со стороны спроса. Если рассчитывать на экспортную поддержку экономики и государственный спрос уже не приходится, то потребительский и инвестиционный спрос пока далеки от насыщения. Как раз на последний и предлагается делать ставку в ближайшей перспективе. Причем инвестиции, на которых должен быть основан экономический рост, имеют конкретные стратегические направления. Это, во-первых, ускоренное развитие инфраструктурных отраслей — от транспорта до ЖКХ, а во-вторых — реиндустриализация. «Есть два направления, с помощью которых можно поднять промышленность, — рассказал Виктор Ивантер. — Одну часть мы уже сделали: приняли решение по восстановлению военно-промышленного комплекса. В свое время мы пытались безуспешно провести конверсию, сейчас нужно добиться конверсии наоборот: возрождая ОПК, мы одновременно вытягиваем высокие технологии. Остается еще одна проблема — инвестиционного машиностроения (программы по его развитию еще нет). У нас есть рынки его сбыта: горно-шахтное оборудование, нефтегазовое, транспортное».
Что важно, нет в России ограничений и с точки зрения финансовых ресурсов. «По нашим оценкам, у нас избыточное количество денег, мы не знаем, что с ними делать. Мы их неудачно используем», — считает Виктор Ивантер. Директор ИНП РАН отметил, что активную роль в инвестиционном процессе придется играть государству. «Темпы экономического роста у нас упали из-за резкого сокращения инвестиций, значит, единственный выход — это инвестиции, — уверен Виктор Ивантер. — Тут возникает обычная, стандартная ситуация: у нас рыночная экономика, должен инвестировать частник. А деньги у кого? А деньги у власти. А мы что делаем с этими деньгами? Мы их бережем. Почему? Потому что мы готовимся к кризису. Мы, власть, деньги бережем, — а бизнес не должен беречь? В действительности все делается личным примером. Если власть продемонстрирует, что она готова инвестировать, то будет инвестировать и частный бизнес. Другое дело, что бизнес и власть инвестируют в разные вещи. Грубо говоря, если власть построит дорогу, то на эту дорогу сядет частный бизнес со своими производствами, если не построит — ничего не будет».