Кредитный бум в Азии

Марк Завадский
26 апреля 2013, 19:29

Растущая популярность потребительского кредитования в Азии может стать ключевым фактором в изменении структуры экономического роста в этом регионе

Фото: Александр Иванюк
Одна из основных причин увеличения спроса на товары в среднем ценовом сегменте — резкий рост потреби- тельского кредитования, причем не только в Китае, но и во всей развивающейся Азии

По данным Euromonitor, в странах Восточной Азии с 2007-го по 2012 год ежегодный объем выдаваемых потребительских кредитов вырос на 67% — с 1 трлн почти до 1,66 трлн долларов. Еще значительнее выросли показатели автокредитования — более чем в два раза, до 210 млрд долларов в год. Для сравнения: в США за то же время объемы потребительского кредитования выросли лишь на 10%.

Еще пять лет назад в Китае сложно было взять обычный кредит, из-за чего бурно развился сегмент микрокредитования, появилась целая отрасль компаний, ссужавших деньги без обеспечения и под очень высокие проценты. Но теперь все более развивается обычное потребительское кредитование, что уже привело к заметному изменению рыночных предпочтений. Несколько лет назад, например, Китай стал важнейшим рынком для премиальных западных брендов, местные нувориши скупали Prada и Louis Vuitton целыми коллекциями, а в последний год китайцы более активно осваивают бренды средней ценовой категории, тогда как рост премиального сегмента либо замедлился, либо остановился. Одна из основных причин увеличения спроса в среднем ценовом сегменте — резкий рост потребительского кредитования, причем не только в Китае, но и во всей развивающейся Азии. Неудивительно, что, по данным CBRE Rental, восемь из десяти самых быстрорастущих ритейловых центров мира в 2012 году находились в Азии.

Кредит стал постоянным спутником городского населения Китая. После снятия основных ограничений на работу в КНР иностранных финансовых институтов два года назад, согласно требованиям ВТО, здесь активно трудятся десятки компаний из Европы и США. Например, голландская PPF Home Credit выдает в день более 5000 кредитов, в основном на покупку мобильных телефонов, мотоциклов и бытовой техники (фактически двукратный рост за год).

Регион уже обогнал США по емкости потребительского рынка, а к 2016 году Китай должен обогнать Америку и стать крупнейшим страновым рынком в мире. По прогнозам Brookings Institution, к 2020 году в Азии будет находиться более половины всего среднего класса в мире (для сравнения: в 2009 году — всего четверть). Потому иностранные бренды пытаются максимально прочно закрепиться в регионе, в том числе и с помощью потребительских кредитов молодежи, которые, таким образом, могут себе позволить купить товары, до которых в обычных условиях им пришлось бы еще финансово расти несколько лет.

Впрочем, есть и тревожные моменты. Хотя в целом уровень персональной задолженности во многих странах Азии существенно отстает от американского, в пересчете на подушевой доход уровень долга в Малайзии, Китае, Южной Корее, Таиланде, Индонезии и Индии уже выше, чем в США, на 10–30%. Пока экономика Азии растет, это не так опасно, но никто не знает, что будет, если экономический рост замедлится или остановится. Контролирующие органы уже начинают принимать превентивные меры, скажем, центробанк Индонезии установил минимальный размер взноса при покупке мотоцикла или бытовой техники.

Тем не менее очевидно, что объемы потребительского кредитования в Азии будут только расти. Возможно, именно это станет тем решающим фактором, который изменит модель развития главного локомотива азиатской экономики — Китая. Общество, начавшее жить в кредит, как показывает опыт США и Западной Европы, очень неохотно отказывается от этой привычки.

Гонконг