На досуге о жизни праведной

Книги
Москва, 29.04.2013
Юрий Чижов
«Эксперт» №17-18 (849)
Борьба против Третьего рейха и новая христианская этика, определяющая критерии поведения христианина в условиях нового, побеждающего зла

В оригинале книга называется «Bon-hoeffer. Pastor, martyr, prophet, spy. A righteous gentile vs. the Third Reich». Причины для ее издания в России были. В первую очередь из-за главного героя. Его занятия в порядке нарастающей интриги перечислены в названии: пастор, мученик, пророк, шпион. Однако не упомянута главная специальность Бонхёффера — богослов. И набор таких качеств действительно интересен.

О вкладе Бонхёффера в богословие трудно судить не только читателю, но, похоже, и автору. Иногда он цитирует своего героя страницами, почти не перебивая его слова собственными замечаниями. Когда законы жанра требуют прекратить цитату, он так же щедро приводит отзывы современников Бонхёффера и других авторов. Впрочем, на этот случай в выходных данных есть предупреждение: «издание для досуга». Издание дороговато, да и весит немало — ведь в нем больше 600 страниц.

Бонхёффер верил в Бога и свои доводы строил на вере как на факте. При отсутствии веры его тексты малопонятны — их не удержать в душе и не закрепить в памяти. Поэтому атеистам или маловерам лучше сразу обратиться к другим ипостасям Бонхёффера.

Но два пункта его богословия мы все-таки рассмотрим — это отношение к евреям и так называемое безрелигиозное христианство.

Гонения, которым стал подвергать Гитлер евреев, раскололи немецкую лютеранскую церковь на пронацистское Движение немецких христиан во главе с рейхсепископом Людвигом Мюллером и оппозиционную Исповедующую церковь — ее возглавил берлинский пастор Мартин Нимёллер, за что его потом посадили в концлагерь.

«Немецкие христиане» признавали тезис о «германском Христе деиудаизированной церкви». А Исповедующая церковь считала, что отдать евреев Гитлеру — значит, предать Господа. Некоторые члены Исповедующей церкви, в том числе Бонхёффер, участвовали в спасении евреев. Так, при участии Бонхёффера было спасено семь человек.

Под безрелигиозным христианством пастор Бонхёффер понимал состояние, возникающее вследствие того, что человек исторически перерос религию. Что из этого следует, в книге не говорится — в процитированных текстах Бонхёффера нет указаний на этот счет. И вообще автор либо переводчик называют оппозиционную церковь не «Исповедующая», а «Исповедническая», то есть определяются в этом вопросе не вполне четко.

Другой повод для издания книги — это актуальность темы «церковь и преступный режим». Жизнь Бонхёффера — это пример драматичного, но, в общем, нормального противоборства доброго и злого начал в церкви. Людвиг Мюллер сразу после войны покончил с собой, а Мартин Нимёллер возглавил Всемирный совет церквей и в 1967 году получил Ленинскую премию мира.

Но по-настоящему книга интересна разрушением стереотипов о Третьем рейхе.

Нимёллер, например, в свое время был нацистом и поддерживал приход к власти Гитлера (да к тому же посетил Россию при Сталине — но это уже не из книги). Генерал Вернер фон Фрич собирался вызвать Гитлера на дуэль. Заместитель Геринга фельдмаршал Мильх был евреем. В генерала фон Браухича Гитлер швырнул чернильницу — то ли Лю

У партнеров

    «Эксперт»
    №17-18 (849) 29 апреля 2013
    Экономический курс
    Содержание:
    Ускорение как инженерная задача

    «Замедление нашей экономики связано не столько с внешними, сколько с внутренними факторами» — этот тезис впервые прозвучал не в кулуарах, а на официальном совещании в Сочи

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама