На досуге о жизни праведной

Юрий Чижов
29 апреля 2013, 00:00

Борьба против Третьего рейха и новая христианская этика, определяющая критерии поведения христианина в условиях нового, побеждающего зла

Эрик Метаксас. Дитрих Бонхёффер. Праведник мира против Третьего рейха.

В оригинале книга называется «Bon-hoeffer. Pastor, martyr, prophet, spy. A righteous gentile vs. the Third Reich». Причины для ее издания в России были. В первую очередь из-за главного героя. Его занятия в порядке нарастающей интриги перечислены в названии: пастор, мученик, пророк, шпион. Однако не упомянута главная специальность Бонхёффера — богослов. И набор таких качеств действительно интересен.

О вкладе Бонхёффера в богословие трудно судить не только читателю, но, похоже, и автору. Иногда он цитирует своего героя страницами, почти не перебивая его слова собственными замечаниями. Когда законы жанра требуют прекратить цитату, он так же щедро приводит отзывы современников Бонхёффера и других авторов. Впрочем, на этот случай в выходных данных есть предупреждение: «издание для досуга». Издание дороговато, да и весит немало — ведь в нем больше 600 страниц.

Бонхёффер верил в Бога и свои доводы строил на вере как на факте. При отсутствии веры его тексты малопонятны — их не удержать в душе и не закрепить в памяти. Поэтому атеистам или маловерам лучше сразу обратиться к другим ипостасям Бонхёффера.

Но два пункта его богословия мы все-таки рассмотрим — это отношение к евреям и так называемое безрелигиозное христианство.

Гонения, которым стал подвергать Гитлер евреев, раскололи немецкую лютеранскую церковь на пронацистское Движение немецких христиан во главе с рейхсепископом Людвигом Мюллером и оппозиционную Исповедующую церковь — ее возглавил берлинский пастор Мартин Нимёллер, за что его потом посадили в концлагерь.

«Немецкие христиане» признавали тезис о «германском Христе деиудаизированной церкви». А Исповедующая церковь считала, что отдать евреев Гитлеру — значит, предать Господа. Некоторые члены Исповедующей церкви, в том числе Бонхёффер, участвовали в спасении евреев. Так, при участии Бонхёффера было спасено семь человек.

Под безрелигиозным христианством пастор Бонхёффер понимал состояние, возникающее вследствие того, что человек исторически перерос религию. Что из этого следует, в книге не говорится — в процитированных текстах Бонхёффера нет указаний на этот счет. И вообще автор либо переводчик называют оппозиционную церковь не «Исповедующая», а «Исповедническая», то есть определяются в этом вопросе не вполне четко.

Другой повод для издания книги — это актуальность темы «церковь и преступный режим». Жизнь Бонхёффера — это пример драматичного, но, в общем, нормального противоборства доброго и злого начал в церкви. Людвиг Мюллер сразу после войны покончил с собой, а Мартин Нимёллер возглавил Всемирный совет церквей и в 1967 году получил Ленинскую премию мира.

Но по-настоящему книга интересна разрушением стереотипов о Третьем рейхе.

Нимёллер, например, в свое время был нацистом и поддерживал приход к власти Гитлера (да к тому же посетил Россию при Сталине — но это уже не из книги). Генерал Вернер фон Фрич собирался вызвать Гитлера на дуэль. Заместитель Геринга фельдмаршал Мильх был евреем. В генерала фон Браухича Гитлер швырнул чернильницу — то ли Лютеру отвечал, то ли и впрямь торопился. А вот что автор сообщает о конкуренции абвера и гестапо — военной разведки и службы госбезопасности: «Гестаповцы издавна собирали компромат на своих соперников — сотрудников абвера. Их заветной мечтой было накинуть удавку на эту непокорную организацию, но Канарис был хитер, Остер и Донаньи умели соблюдать осторожность, и проникнуть в их секретные дела ищейкам никак не удавалось».

Этот пассаж — не исключение, таким языком написано все «издание для досуга».

Почему абвер? Чтобы военнообязанного Бонхёффера не отправили на фронт, родственники устроили его на службу в военную разведку. Операцию по вывозу в Швейцарию семи евреев тоже провели сотрудники абвера. Принять их швейцарцы согласились вместе с деньгами, и деньги им перевели. За операции с валютой Бонхёффера посадили. Из дома в тюрьму ему носили мебель и еду, там 38-летнего пастора посещала 18-летняя невеста. В тюрьме он продолжал писать статьи и книги.

К тому времени заговор против Гитлера существовал уже не первый год. В нем даже возникли два течения — террористов и реформаторов. Евреи, доставленные в Швейцарию, знали о заговоре. О нем Бонхёффер и его товарищи рассказывали в Ватикане, где хотели получить поддержку, и в Великобритании, где хотели выговорить пощаду Германии. О заговоре было известно невесте Бонхёффера и будущей теще. Гестапо узнало о заговоре уже после покушения на Гитлера 20 июля 1944 года. Лишь тогда Бонхёффера перевели в тюрьму гестапо. 9 апреля 1945 года его казнили вместе с Канарисом и другими заговорщиками.

Дважды эту книгу не прочтет никто, но реклама у нее хорошая. Кроме собственно повествования и справочника она имеет разделы: «Награды, которые получила эта книга», «Отзывы читателей», «Предисловие» (написанное другом автора), «Об авторе», «Благодарности», безжалостное «Руководство для группового чтения». В библиографии нет ни одного архивного документа. Только книги, и только на английском.

Вечная память и слава участникам заговора против Гитлера!

Но почему об одном из этих достойнейших людей накатали студенческий реферат раз в двадцать длиннее положенного?

Эрик Метаксас. Дитрих Бонхёффер. Праведник мира против Третьего рейха. Пер. с англ. Л. Сумм. — М.: Эксмо, 2012. — 672 с. Тираж 4000 экз.