Плетнев вернулся через семь лет

Культура
Москва, 29.04.2013
«Эксперт» №17-18 (849)
Апрельские концерты Российского национального оркестра — одно из главных событий музыкального сезона: в качестве солиста выступил его дирижер и художественный руководитель Михаил Плетнев

Фото предоставлено РНО

На первый взгляд ничего необычного в этих концертах нет — выступлением пианиста в сопровождении оркестра в Москве никого не удивишь.

Однако состоявшиеся 13–14 и 21–22 апреля концерты РНО таили интригу, способную радикально изменить сегодняшнее устоявшееся русское исполнительское искусство.

После весьма продолжительного, семилетнего, перерыва на сцену вернулся Михаил Плетнев — лучший пианист современности, единодушно признанный таковым, что большая редкость, не только слушателями, но и профессионалами.

В сентябре 2006 года после выступления в Зале Чайковского находящийся на пике мастерства Плетнев объявил о своем намерении оставить карьеру солиста и сосредоточиться на дирижерской и композиторской деятельности. Такое решение было понятно: РНО, выпестованное детище Плетнева со товарищи, стремительно набравший форму и вошедший в мировые рейтинги как лучший российский оркестр, требовал повышенного внимания.

Но это обездолило меломанов: несмотря на некоторое количество сильных солистов самой разной манеры и темперамента, от раздумчивого аристократа Бориса Березовского до жизнерадостного культуриста Дениса Мацуева, никто так и не смог заменить Михаила Плетнева с его универсалистским подходом.

Если уж совсем точно, то первый после перерыва сольный концерт Плетнев дал еще в конце прошлого года, в ГМИИ имени Пушкина на «Декабрьских вечерах», на закрытом музыкальном салоне для спонсоров и руководства фестиваля, подчеркнув таким образом принципиально камерный и демонстративно неофициальный характер пробного выступления.

Тогда Плетнев играл Баха и Гайдна. А теперь, в апреле, — Бетховена и Чайковского на первых двух концертах и Моцарта с Шуманом на двух последних.

В жестах Плетнева — дирижирует ли он, сочиняет ли музыку или составляет программу ежегодного сентябрьского фестиваля РНО — все продумано до мелочей. Скажем, сольную карьеру он возобновил не в Зале Чайковского или в Большом зале Консерватории, на первый взгляд более соответствующих масштабам события, но в «Оркестрионе».

Небольшой, но уютный «Оркестрион» имеет прекрасную акустику (стены и потолок обиты деревом), в нем проходят интересные, в основном детские, концерты, и главное, он является репетиционной базой РНО. И хоть расположен он далеко не в центре — в Новых Черемушках на улице Гарибальди, можно без натяжки сказать, что это лучший концертный зал столицы за пределами Бульварного, Садового и даже Третьего кольца. Правда, он нуждается в раскрутке, точнее, в привлечении дополнительного внимания, на что Михаил Плетнев и потратил практически весь медийный запас своего возвращения.

При этом ни о какой жертве со стороны Плетнева не может быть и речи: ни масштаб, ни судьбоносность события нисколько не уменьшились, но, поддержав родной оркестр, Плетнев обеспечил концертам возвращения исключительно теплую, едва ли не домашнюю обстановку неформатного музицирования.

Ибо творческий подход этого музыканта и есть самый что ни на есть неформальный. Особенно на фоне нынешних крайне отформатированных времен.

На сце

У партнеров

    «Эксперт»
    №17-18 (849) 29 апреля 2013
    Экономический курс
    Содержание:
    Ускорение как инженерная задача

    «Замедление нашей экономики связано не столько с внешними, сколько с внутренними факторами» — этот тезис впервые прозвучал не в кулуарах, а на официальном совещании в Сочи

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама