Проектный выход из ступора

Тема недели
Москва, 29.04.2013
«Эксперт» №17-18 (849)

Кризис 2008–2009 годов для России, вопреки романтическим надеждам, не стал ни очистительным, ни оздоровляющим. Он не привел к смене модели экономического развития. Фундаментальные дисбалансы (наиболее вопиющий — между динамикой производительности и оплаты труда), олигополистическая структура ряда ключевых рынков (жилищного строительства, банковского, ряда других), рентоориентированная мотивация большинства крупных и крупно-средних хозяйственных игроков воспроизвелись в последние два года, по мере преодоления последствий кризиса. В то же время целый ряд позитивных факторов и условий функционирования экономики, характерных для периода предкризисного бума 2005–2008 годов, более не действительны. Речь прежде всего идет о внешних условиях — крупном нетто-притоке частного капитала из-за рубежа, сменившемся устойчивым масштабным оттоком, а также об исчерпании резервов быстрого наращивания экспорта углеводородов, что привело к резкому сокращению вклада чистого экспорта в экономический рост.

Избранная концепция антикризисной политики — ее ключевыми приоритетами были поддержка социально незащищенных граждан, с одной стороны, и «национальных чемпионов» в банковском и реальном секторах экономики (причем зачастую не только самих бизнесов, а их собственников с целью недопущения перехода контроля в руки иностранных кредиторов), с другой, — позволила избежать крупных социальных потрясений. В то же время она законсервировала прежнюю модель функционирования экономики, приправив ее к тому же куда более высокими материальными притязаниями и ожиданиями не самых эффективных и производительных социальных слоев общества — пенсионеров и бюджетников. Коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) в 2009-м — первой половине 2010 года радикально вырос — с 27 до 37%. В дальнейшем в фокусе социальной политики властей оказались работники бюджетной сферы. В предвыборном 2011 году было принято решение о поэтапном выведении зарплат врачей и учителей на средний для каждого региона уровень. Реализация этой политики послужила спусковым крючком для ускорения роста зарплат в частном секторе, а также в секторе госуправления. Начиная с прошлого года рост средней реальной зарплаты в экономике вновь, как и до кризиса, сильно отрывается от динамики производительности труда, подрывая конкурентоспособность национального хозяйства, и так обремененного чересчур тяжелым рублем и неподъемно дорогим кредитом.

Все более выраженное торможение экономики требует активных действий. Нужна кардинальная смена повестки дня экономической политики, изменение ее приоритетов — уход от неумеренной социальной поддержки к формированию активного инвестиционного контура с ростом нормы накопления с 20 до 25–30% ВВП, позволяющим вывести экономику на траекторию темпов роста в 5–6% годовых. Социальные мандаты придется «уценить», приведя их в соответствие с реальными возможностями бюджетной и пенсионной систем, а также с приоритетами инвестиционного роста.

Понятно, что норма накопления — это не пар

У партнеров

    «Эксперт»
    №17-18 (849) 29 апреля 2013
    Экономический курс
    Содержание:
    Ускорение как инженерная задача

    «Замедление нашей экономики связано не столько с внешними, сколько с внутренними факторами» — этот тезис впервые прозвучал не в кулуарах, а на официальном совещании в Сочи

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама