Россия—Япония: сначала энергомост

Повестка дня
Москва, 29.04.2013
«Эксперт» №17-18 (849)

Фото: AP

Сахалин, лишь недавно избавившийся от дефицита электроэнергии, планирует поставлять ее в Японию. Для этого необходимо построить несколько угольных энергоблоков и связать их подводным кабелем с островным государством по дну пролива Лаперуза, разделяющего Сахалин и Хоккайдо. Проект обойдется в 4–5 млрд долларов и даст возможность Японии приобрести до 4 ГВт дополнительной мощности. Всех проблем японцев это не решит, однако поможет сгладить пики нагрузки, что уже неплохо. Напомним, что одним из следствий аварии на Фукусимской АЭС два года назад стал энергодефицит в стране. Проект строительства энергомоста был представлен на прошлой неделе в Токио в рамках встречи деловых кругов «Сахалин — территория сотрудничества».

Простой экспорт угля для Сахалина является трудной задачей. Сказывается нехватка транспортной инфраструктуры — невозможность принимать суды класса Panamax — и капризная погода в Тихоокеанском бассейне. Выработка же электричества — производство продукции с более предсказуемым циклом отгрузки, не зависящим от переменчивости погоды, к тому же более высокого передела.

Предполагается, что сахалинская электроэнергия будет обходиться японцам примерно в 4,5 руб./кВт•ч. Вообще текущая стоимость электричества на Сахалине превышает 5 рублей, но в этом тарифе заложена сетевая составляющая, которая занимает до 50% в стоимости электроэнергии для конечного потребителя. Так что непосредственно на станции электричество стоит около 2,5–3 рублей. На этом фоне предложенная японцам цена подразумевает солидную маржу российских энергетиков. Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин уверен, что энергомост будет интересен не только российской, но и японской стороне, но при этом больших скидок по цене для Японии не будет — в регионе есть и другие государства, которым нужна электроэнергия.

Помимо сотрудничества в энергетике на встрече японских и российских деловых кругов в Токио обсуждалось строительство транспортной инфраструктуры. Сегодня Сахалин связан с материком паромной переправой. Островитяне же мечтают о прямом железнодорожном сообщении, причем как с «большой землей», так и с Японией. Проект железнодорожного моста Сахалин—Хоккайдо интересен и японцам, так как позволит диверсифицировать транспортные маршруты для торговли с Европой. Сейчас маршрут, связывающий Европу и Азию, по большому счету один: морской путь через Суэцкий канал. Преодоление расстояния между Японией и Европой морскими судами занимает 35–40 суток. По железной дороге через Сахалин время в пути сократилось бы до 12–15 суток, а объем перевалки грузов потенциально может составить около 30 млн тонн в год (для сравнения: все морские порты России перевалили в 2012 году 565 млн тонн грузов). В цифрах проект выглядит привлекательно, но на текущий момент российские железные дороги и так перегружены, и 30 млн тонн дополнительного трафика могут усугубить ситуацию.

У партнеров

    «Эксперт»
    №17-18 (849) 29 апреля 2013
    Экономический курс
    Содержание:
    Ускорение как инженерная задача

    «Замедление нашей экономики связано не столько с внешними, сколько с внутренними факторами» — этот тезис впервые прозвучал не в кулуарах, а на официальном совещании в Сочи

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама