Ученые секвенировали древнюю рыбу

Наука и технологии
Москва, 29.04.2013
«Эксперт» №17-18 (849)

Наконец-то ученым удалось секвенировать геном единственной ныне живущей представительницы кистеперых рыб — латимерии, или целаканта. Кистеперые населяли океаны более 300 млн лет назад, считалось, что все они вымерли — примерно 75 млн лет назад. Но вот в 1938 году рыболовецкий траулер выловил в Индийском океане вблизи Ист-Лондона (Южная Африка) огромную голубоватую рыбу. Длиной она была почти полтора метра и весила более 90 килограммов. Рыбу удалось сохранить благодаря сотруднице Ист-Лондонского музея Марджори Куртене-Латимер — именно в ее честь рыбу и назвал латимерией профессор Джеймс Смит, прибывший посмотреть на этот реликт. Другие экземпляры Смит искал целых 14 лет. И наконец вторая рыба была выловлена в районе Коморских островов в западной части Индийского океана. Выяснилось, что там обитает целая популяция целакантов.

Для того чтобы получить живые ткани латимерии, нужно было изрядно потрудиться. Мало того что за последние 75 лет было обнаружено всего 309 экземпляров этих рыб, пойманные латимерии мгновенно погибают, не перенося изменения давления, — они плавают на достаточно большой глубине. Отрядив на охоту за латимерией рыбаков, ученые из Университета Родес снабдили их специальными комплектами для сохранения генетического материала в течение нескольких дней в ожидании доставки в лабораторию. Биологу Розмари Доррингтон удалось убедить рыбаков выполнить это историческое задание. И образцы были получены в 2003 году. Однако приступили к секвенированию генома лишь в 2011-м.

Геном изучали в Исследовательском центре геномики в Кембридже (штат Массачусетс) год. Сообщение об этом было недавно опубликовано в Nature. Возглавлял группу эволюционный биолог из Университета штата Вашингтон Крис Амемия. Геном латимерии сравнили с известными геномами различных млекопитающих, птиц и рыб. По словам Амемии, он менялся гораздо медленнее, чем гены ящериц и млекопитающих. Это объясняет, почему более чем за 300 млн лет сами эти рыбы так мало изменились. Возможно, это связано с тем, что они нашли себе достаточно комфортную нишу. Изучение генома позволило подсмотреть, как рыбы приспосабливались к выходу на сушу. Их короткие и толстые плавники смогли превратиться в нечто вроде конечностей предков позвоночных. Ученые экспериментировали с разными генами латимерии, вставляя их в клетки мышей. До сих пор еще не полностью прояснена работа генов, обусловивших формирование конечностей, но ученые рассчитывают найти этот ключ.

№17-18 (849) 29 апреля 2013