Женщины с глазами птиц

Культура
Москва, 29.04.2013
«Эксперт» №17-18 (849)
В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылась первая в России масштабная персональная выставка Хуана Миро. Две сотни работ из собрания Фонда Миро на Майорке дают полное представление о художественном методе мастера

Фото: Bosco

Для Московского музея современного искусства выставка каталонского авангардиста — лучший из всех возможных способов отметить 120-летие художника, для открывшегося же на прошлой неделе фестиваля «Черешневый лес» — флагманский проект. Вместе с ним в тройку главных фестивальных событий входят премьерный показ фильма Йоса Стеллинга «Девушка и смерть» (чрезмерно интеллектуальное кино о русском докторе чеховских времен в исполнении Сергея Маковецкого) и необычный концерт Владимира Спивакова и Национального филармонического оркестра России, которые в одном из павильонов «Мосфильма» исполнят музыку Чарли Чаплина к его знаменитому фильму «Огни большого города». Но выставка Миро — бесспорный фаворит программы.

Работы для экспозиции представил Фонд Пилар и Хуана Миро на Майорке, который художник и его жена основали на склоне лет, в 1981 году, не только как музей работ Миро, но и как центр поддержки молодых авторов. Таким образом, студия, в которой Хуан Миро работал с 1956 года до самой смерти в 1983-м, продолжает жить, питаемая творческой энергией следующих поколений. На выставке представлены практически все техники, в которых работал художник, — не только живопись и рисунки, но и гравюры, книжные иллюстрации, бронзовые скульптуры. За исключением пары ранних работ, все они выполнены в последние три десятилетия жизни Миро, когда его пристанищем стала долгожданная собственная мастерская на Майорке. Фрагмент этой мастерской воссоздан в одном из залов: в живом беспорядке расставлены картины на мольбертах, разложены кисти, палитра, засохшая краска на которой смешана рукой Миро, народные глиняные игрушки, вдохновлявшие мастера.

К тому жизненному периоду, которому посвящена экспозиция на Гоголевском, Миро был уже признан и почитаем во всем мире, его выставки с успехом проходили в Нью-Йорке, Париже и Берлине, и он был абсолютно свободен в творческом самовыражении. В прошлом остались споры с родителями, которые хотели видеть сына бухгалтером, учеба в частной художественной школе де Гали в Барселоне, где он рисовал с закрытыми глазами, предварительно исследовав модель на ощупь (это тактильное изучение даст более острое восприятие форм), и в то же время изучал классическое искусство и композиционные правила — прежде чем начать рушить каноны, их стоило как следует освоить. В прошлом осталось и знакомство с Сальвадором Дали на морском берегу в Кадакесе, где у Дали был летний домик, и первая поездка в Париж, ставшая поворотным моментом в творчестве Миро, так же как встреча с Пикассо, который ввел соотечественника в круг богемы Монпарнаса, и одна из первых проданных картин — бедному журналисту Эрнесту Хемингуэю в рассрочку.

Стиль Миро, легко узнаваемый сегодня, выкристаллизовывался постепенно — привычные глазу органические формы упрощались и заменялись абстрактными геометрическими фигурами. Его целью было освободиться от контроля логики и разума и позволить форме самой рождаться на холсте или бумаге. «Мной изнутри руководит пластичный и поэтичный случай; это ассоциации ф

У партнеров

    «Эксперт»
    №17-18 (849) 29 апреля 2013
    Экономический курс
    Содержание:
    Ускорение как инженерная задача

    «Замедление нашей экономики связано не столько с внешними, сколько с внутренними факторами» — этот тезис впервые прозвучал не в кулуарах, а на официальном совещании в Сочи

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама