Артисты на пять лет

13 мая 2013, 00:00
Фото: Алексей Андреев
В Большом театре хотят конкурсы

Министерство культуры разработало законопроект, согласно которому каждый творческий работник обязан раз в пять лет пройти конкурс для подтверждения своей профессиональной состоятельности. 23 мая документ будет обсуждаться на заседании правительства.

Прежде всего закон позволит театрам избавиться от числящихся в труппе, но не задействованных в репертуаре актеров и избежать скандалов при отправке на пенсию солистов оперы и балета.

Однако тут есть противоречие. Обычно законы принимаются для организации работы некоторой структуры на длительное время. Закон, призванный избавиться от чего-то или от кого-то, носит разовый характер. Практически речь идет о некой кампании. Что имеется в виду в данном случае?

В 2011 году деятели искусств попросили тогдашнего президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина урегулировать через Трудовой кодекс отношения в творческих коллективах, прежде всего в театрах. Конечно, любопытно, представители каких театров были в этом заинтересованы. Это, например, генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов. «Я сам был инициатором этого закона, — уточнил он в недавнем интервью “Коммерсанту”. — Обращался и в СТД, и в Думу, и в правительство. К сожалению, тот проект закона, который будет рассмотрен сейчас, все равно половинчатый. Я бился за большее». Что значит «половинчатый», Иксанов пояснять не стал.

По данным Минкульта, 70–75% театральных артистов заключают договоры на неопределенный срок, при этом порядка 25–30% не востребованы в репертуаре своих театров. В целом же среди артистов балета, оперы и драматических театров таких не более 20%. Понятно, что и среди задействованных в репертуаре хватает тех, кто играет мало. Так что главный смысл закона видится именно в сокращении бездействующих артистов.

С другой стороны, речь идет о защищенности актеров. В Минкульте говорят, что появление законопроекта обусловлено многочисленными скандалами в творческих коллективах. Заместитель министра культуры Григорий Ивлиев пояснил «Коммерсанту», что «когда приходит новый руководитель театра, то обычно либо труппа его выживает, либо он начинает менять труппу неправовыми средствами». Отсюда и идея конкурсов на замещение должности творческих работников — по крайней мере, у них будет пятилетняя неприкосновенность.

Но трудовые права актеров и подобных им лиц всегда были несколько шаткими. Например, нынешняя статья 351 Трудового кодекса, регулирующая «труд творческих работников», всего-то констатирует, что в России есть «творческие работники» и их труд регламентируется как нормами ТК о продолжительности рабочего дня, количестве выходных и праздничных дней, так и договорами, которые заключают творческие работники, нанимаясь на работу. Все это, конечно, выглядит довольно абстрактно — например, какой должна быть продолжительность трудового дня у творческого работника? Не говоря уже о реальности заключаемых творческими работниками договоров при поступлении на службу.

Теперь в Трудовой кодекс будет добавлена статья 351.2, согласно которой раз в пять лет будут проводиться конкурсы на замещение должности творческих работников. Если творческий работник «по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается». Правило будет действовать и в случае, если трудовой договор заключен на неопределенный срок.

В связи с этим любопытна точка зрения секретаря Федерации независимых профсоюзов Александра Шершукова. По его словам, бессрочные контракты являются оптимальной защитой трудовых прав работника. Но в случае с артистами «профсоюзы сочли допустимым расторжение бессрочного договора по итогам конкурса». Так что ФНП согласна с тем, что у творческих работников все должно быть не как у людей.

Что до защиты творческих работников, то от переаттестации будут освобождены «руководители творческих коллективов, беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет». Прочие творческие лица соцгарантий не имеют, поэтому есть риск, что закон может быть использован и для банального сведения счетов. При этом интуитивно понятна разница ситуации в столицах и регионах.

О новом законопроекте уже высказались некоторые деятели искусств. Председатель худсовета балетной труппы Большого театра Борис Акимов сказал РИА «Новости», что практика проведения подобных конкурсов в ГАБТе уже существовала. При этом «считанное количество людей не проходило аттестацию, но это были люди, которые действительно находились в ненадлежащей физической форме, а для балетного актера быть в форме чрезвычайно важно. Профессиональные люди такие проверки проходят спокойно. Если артист в хорошей форме, то ничего страшного для него в этом нет». Оценка физических кондиций в этом случае узкопрофессиональна. Возможно, субъективизм там и в самом деле минимален.

Художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров вспомнил, что, когда он только начал работать в театре, такие конкурсы были, но «из них ничего хорошего не вышло». Слово «конкурс» ему не нравится, он предпочитает «контракт». Впрочем, и тут непросто: «Контрактная система необходима, но нельзя делать резких движений, потому что быт и условия творчества московских артистов резко отличаются от региональной ситуации… Следует думать и о социальных гарантиях для артистов. Наши правовые нормы не позволяют принимать резких, безапелляционных решений».

Разумеется, при сведении личных счетов контракты руководителям еще удобнее. В целом же возникает ситуация, когда социальная защищенность обменивается на декларируемый творческий рост коллективов, из которых «уберут балласт».

Чуть ли не главным обоснованием идеи сейчас выступают рассуждения о том, что штатная комплектация трупп и выстраивание иерархии артистов согласно разрядам досталась российским театрам от СССР. Сначала зарплаты были маленькие, и руководство театра могло не обращать внимания на артистов, не занятых в репертуаре, но занимающих место в труппе до пенсии. Затем материальное положение многих трупп улучшилось (в основном в столицах). А вот законодательство сохраняет социальную защищенность артистов, не позволяя руководителям избавляться от ненужных членов труппы.

В итоге получается, что один законопроект должен решить сразу несколько задач: и убрать «лишних», и задать формальные и довольно жесткие меры на будущее.