Другой дорогой за деньги

Надежда Мерешко
13 мая 2013, 00:00

Платный дублер автотрассы Москва—Санкт-Петербург откроется на год раньше запланированного срока. Расценки на проезд будут соответствовать европейскому уровню

Фото: ИТАР-ТАСС

На днях государственная компания «Автодор» объявила об изменении сроков ввода в эксплуатацию новой платной дороги М11, соединяющей Москву с Санкт-Петербургом: дорога будет открыта не в 2019 году, как планировалось, а к открытию в России Чемпионата мира по футболу, в 2018-м. Это первый крупный проект строительства платной автомагистрали, дублера федеральной трассы, к реализации которого привлечены частные инвесторы на условиях концессии. Руководство компании назвало и предварительные расценки на разных участках. Самым дорогим будет проезд по Московской области, где средняя стоимость километра пути составит 3,65 рубля, что близко к максимальным европейским расценкам.

Первый концессионер

Платные автотрассы существуют более чем в 30 городах мира. Из более 25 млн км автодорог 150 тыс. км — платные. То есть протяженность коммерческих дорог не превышает 5% всего объема дорожной сети. Тем не менее их эксплуатация позволяет снизить временные затраты на перевозки, увеличить прибыль транспортных организаций, повысить безопасность дорожного движения.

В России развитием сети платных автодорог занимается госкомпания «Автодор», которой к тому же переданы в доверительное управление все федеральные трассы страны. Компания уже апробировала ввод платы за проезд на отдельных участках южной автомагистрали «Дон» и на некоторых других российских дорогах (например, платная дорога вокруг Задонска в Липецкой области).

Альтернативная платная автодорога между Москвой и Санкт-Петербургом — первый крупный проект в этой области. Существующая трасса М10 на нынешний трафик не рассчитана. Нормативная загрузка превышена уже в несколько раз: при пропускной способности в 40 тыс. автомобилей по трассе проходит 130–170 тыс. автомобилей в сутки. С точки зрения развития экономических связей строительство дороги-дублера именно по этому направлению — с большими транзитными потоками и минимальным запасом пропускной способности — сегодня наиболее актуально.

Новая платная автомагистраль длиной 684 км протянется от Московской кольцевой автодороги до автобана вокруг Санкт-Петербурга и будет проходить по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход населенных пунктов, в основном параллельно существующей автодороге Москва—Санкт-Петербург (М10). Обе магистрали будут пересекаться друг с другом на пяти наиболее загруженных участках, что дает водителям возможность принимать решение о смене трассы. Расчетная скорость движения по платной трассе составит 150 км в час (категория дороги IA). Количество полос движения на разных отрезках дороги — от четырех до четырнадцати. Общее время в пути — 5,5–6 часов, в то время как сегодня по трассе М10 оно может достигать 10 часов.

Для строительства вся трасса поделена на восемь отрезков. Несколько участков дороги будет передано в концессию. Пока такой финансовый механизм предусмотрен для строительства первого, стартового, участка дороги, который идет от столицы. Реализует его «Автодор» совместно с Северо-Западной концессионной компанией (СЗКК), половина акций которой принадлежат французской строительной корпорации Vinci, обладающей опытом строительства и эксплуатации платных автодорог, а другая половина — группе российских бизнесменов, имена которых не раскрываются (в СМИ была информация об участии в этом проекте Аркадия Ротенберга, акционера компании «Мостотрест», выступающей подрядчиком в строительстве первого участка трассы). Подписанное в 2009 году соглашение c СЗКК предусматривает финансирование, строительство и последующую эксплуатацию концессионером части новой автотрассы, с 15-го по 58-й километр от Москвы, на протяжении 31 года.

Этот отрезок дороги будет проходить вдоль Октябрьской железнодорожной магистрали от Бусиновской развязки Московской кольцевой автомобильной дороги до Солнечногорска, через Химкинский лес.

Протесты общественности, связанные с возможным ущербом экологии, приостановили реализацию проекта этого наиболее спорного отрезка маршрута. Но поскольку альтернативы дороге, кроме как через Химкинский лес, не нашлось, с сентября 2011 года строительство возобновлено. Но меры экологической защиты усилены. Вместо каждого вырубленного гектара леса будет высажено пять новых. В целом на ликвидацию экологического ущерба будет направлено 4 млрд рублей.

Сейчас российско-французская компания завершила установку пролетов наиболее крупного 330-метрового моста через канал им. Москвы. В целом, на стартовом участке будет построено пять многоуровневых развязок, пять мостов и 34 путепровода.

Стоимость первого участка дороги — 60 млрд рублей, из которых около 22 млрд рублей выделяет концедент, то есть государство. Кредиторами концессионера выступают Внешэкономбанк и Сбербанк. Сдать участок в эксплуатацию планируется уже к концу следующего года.

Инвесторов планируется найти еще для четырех отрезков дороги. В будущем году предполагается провести конкурс на участок с 534-го по 684-й километр, который пройдет по Новгородской и Ленинградской областям. Оставшаяся часть автотрассы будет в доверительном управлении «Автодора».

Окно в Европу

Дискуссионный пункт проекта — стоимость проезда по новой дороге. По словам министра транспорта России Максима Соколова, средняя стоимость проезда километра пути на первом участке составит 3,65 руб. (за весь участок — 156 руб.). На тех отрезках, которые останутся под управлением «Автодора», в Тверской и Новгородской областях, цена за проезд будет колебаться от 1,70 до 2,60 руб./км. Впрочем, эти цифры не окончательны и будут индексироваться в зависимости от инфляции. Точные цены за проезд для каждого вида транспорта планируется рассчитать к началу следующего года. По приблизительным подсчетам, стоимость всего пути по платной дороге будет обходиться в 600 рублей. В ответ на обвинения в завышенных ценах на проезд в Северо-Западной концессионной компании отмечают, что строится не просто дорога, а новое окно в Европу. Следовательно, и цены должны соответствовать евростандартам.

В развитых странах ставки транспортных пошлин находятся в пределах 0,06–0,1 евро (то есть 2,4–4 руб.) за километр. Ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что всегда найдутся водители, которые будут выбирать проезд по наиболее комфортным трассам даже с учетом повышения цен за проезд по ним. В качестве примера он приводит цены на бензин, рост которых не приводит к уменьшению количества автомобилей на автодорогах.

Ожидается, что в сутки по новой трассе будет проходить около 85 тыс. автомобилей. Это значительно больше, чем требуется, чтобы за 20–30 лет окупить затраты на строительство: по оценкам специалистов, для решения о строительстве платной трассы достаточно 20 тыс. автомобилей в сутки (напомним, что сегодня по действующей трассе Москва—Санкт-Петербург проходит 130-170 тыс. автомобилей в сутки).

Главные опасения экспертов вызывает дальнейшая судьба трассы М10. Очевидно, что конкурентные преимущества будут у новой и современной трассы, куда направляются огромные бюджетные и внебюджетные средства. Будет ли существующая трасса поддерживаться, реконструироваться и расширяться с той же активностью, с которой реализуется проект М11, пока неизвестно. Понятно лишь, что чем слабее будет конкурент, тем больше прибыли получит альтернативная платная трасса.