«Надо делать, что можно, может, что-то получится»

Культура
Москва, 13.05.2013
«Эксперт» №19 (850)
Органистка Домского собора — о музыке, нынешней Европе и расколе культуры

Фото: Андрей Строкин

Евгения Лисицына связана прежде всего с органом Домского собора в Риге. Она была одной из самых записываемых органисток в СССР — около 20 пластинок, почти все записи сделаны на Домском органе. На нем же Лисицына осуществила свой самый крупный проект — в 1999–2001 годах исполнила все органные сочинения И.-С. Баха. Наша беседа — о том, как менялся культурный климат в бывшем СССР и Европе последние сорок лет.

В семидесятые-восьмидесятые Домский орган был очень популярен, и речь даже не о публике, а об исполнителях — для того времени и той страны это было не типично.

— Тогда была филармония, в ней работало четыреста человек. А сейчас — один. В то время организацией гастролей занималась филармоническая администрация. Конечно, были задействованы и наши коллективы, и солисты. Раньше в Домском проходило тридцать концертов в месяц, в некоторые дни игрались два концерта, а сейчас только зимой четыре концерта в месяц.

С одной стороны, хорошо, что так было, но с другой — сами мы договариваться не могли ни о чем, только через филармонию. Сейчас это кажется невероятным. А тогда казалось невероятным, что я могу сама распоряжаться собой. Мы были такие винтики-болтики, сидели и ждали.

А как получилось, что можно было играть религиозную музыку, причем в основном именно ее? Даже со словами, конкретные служебные мессы?

— Да, играли и мессы, и реквиемы, и хоралы. Только названия хоралов не расшифровывали, хотя могли бы их написать по-немецки, это было можно, такие вот странности. Никакого там «о, Господи!», музыка и музыка. А музыка ведь действительно начинается там, где кончаются слова. Так что все это было нормально, удобоваримо, приемлемо и в большом количестве.

Нынешние четыре концерта в месяц — это потому, что не могут заполнить зал, или нет возможности пригласить музыкантов, или еще по каким-то причинам?

— Конечно, это из-за плохой организации. Домский орган — это всемирное наследие. Этот инструмент все знают. Тут весь мир должен быть, а мы все еще по старинке. Должны быть люди с совершенно другим мышлением.

Лет десять назад в Ригу мало кто ездил, но сейчас все изменилось — в городе полно туристов, в том числе из России. Они пришли бы в Домский, если бы рекламу на Air Baltic увидели.

— Да, рекламы нет. Говорят, есть в интернете. Но не все идут в интернет. В городе, как раньше, на каждом углу должны быть афиши: Домский, Домский. Необязательно анонсы концертов, просто приглашение: «Приходите в Домский». Нет, почему-то считают, что и так хорошо. Должны прийти люди, которые понимали бы, что можно сделать, и знали как. Но этому невозможно научиться. Каким-то вещам можно, а харизме — нет. Вот человек занимается органом, он сумасшедший. И это дело тоже должно быть таким же сумасшествием: я занимаюсь этим —это главное, все остальное — ерунда. Такого организатора нет, он должен появиться.

Мы с вами разговариваем в старой лютеранской Гертрудинской церкви в центре Риги, вы и здесь играете уже давно. Орган здесь работает и на богослужениях. Что это за инструмент?

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №19 (850) 13 мая 2013
    Политика
    Содержание:
    Посадки есть. Где проекты?

    Надвигающийся экономический кризис и пассивность правительства вынуждают президента переходить к «ручному управлению» социально-экономической политикой, а аналитиков — задаваться вопросом, сохранится ли кабинет министров в принципе

    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама