Им не видать гомеостаза

Наличие «попутных ветров» сыграло серьезную роль в сохранении долгосрочного роста в минувшее десятилетие и наилучшим образом сказалось на потребительском сегменте, IT-секторе и горно-металлургическом комплексе. Компании-«газели», которые смогли оседлать эту мегаволну, отличаются поэтапным увеличением нагрузок

Фото: Алексей Андреев
IT-сегмент растет быстрее российской экономики и с 2000 года всегда опережал ее среднегодовые темпы роста

В свое время специалисты консалтинговой компании McKinsey сформулировали триединство условий долгого роста компании, так называемое условие «попутного ветра». Вот что, по их мнению, необходимо для его наличия в бизнесе: ненасыщенный рынок, возможность для консолидации отрасли (слияния и поглощения) и нереализованный потенциал внутрикорпоративного самосовершенствования. Лишь совокупность этих факторов дает компаниям возможность расти максимально долго. Если переложить эти условия на российскую действительность и на те статистические данные, которыми мы располагаем, анализируя выборки динамично растущих компаний среднего бизнеса («газелей») и простые статистически значимые массивы данных по российским компаниям, то вырисовывается очень любопытная картинка. Получается, что фундаментально «попутные ветры» российской экономики дуют сейчас в потребительском сегменте, в IT-секторе и в горнометаллургической отрасли. А средний бизнес (в том числе «газели») бурлит в первых двух из них.

Сталь, сисадмины и игрушки

Наш анализ строится по двум массивам данных. Первый — ренкинг данных динамично растущих компаний-«газелей». Еще раз напомним, что это компании среднего бизнеса, чья выручка превышает на конец исследуемого периода 300 млн рублей, растущих по выручке на 30% последние четыре года подряд. (Таблица, в которой представлены первые 100 из них, отсортированные по выручке, предваряет эту статью. Полную версию списка «газелей» за 2007–2011 годы можно найти на сайте «Эксперта» www.expert.ru.) Отраслевая структура ренкинга «газелей» по версии 2007–2011 годов свидетельствует о послекризисном росте числа сервисно-торговых направлений и дальнейшей тенденции ее упрощения (см. график 1).

Второй массив — база данных из 113 тыс. компаний, выручка которых с 1999-го по 2001 год хотя бы раз была больше 200 млн рублей, и эти компании существовали бы не менее трех лет (чтобы убрать из анализа фирмы-однодневки). Мы проанализировали укрупненные отрасли ОКВЭД, без дальнейшей детализации. В укрупненном варианте получилось порядка 60 отраслей. Мы проанализировали их динамику, с тем чтобы выявить те сектора экономики, которые растут максимально долго и наибольшими темпами. Версия была такой: там дуют «попутные ветры», и они-то в конце концов порождают новые имена в российской экономике, новые «газели». Для этих целей мы для каждой компании определяли темпы прироста выручки, а затем находили медиану для отрасли. Так получалась оценка темпов прироста выручки типичной компании отрасли.

Для того чтобы понять, какая отрасль росла быстрее экономики, а какая медленнее, из значений годовых темпов прироста отраслей были вычтены темпы прироста для всех компаний (медианы конкретного года). Получилось, что самыми успешными отраслями в России стали торговля автомобилями, оптовая торговля и строительство, а также информационные технологии (см. график 2). Все эти отрасли занимают весомую часть в отраслевой структуре компаний-«газелей» (см. график 1). Если брать шире и если не учитывать строительный бизнес и сегмент оптовой торговли, то очень весомая часть огромной выборки российских компаний, растущих быстрее экономики (около 30%), так или иначе завязана на конкурентный сектор потребительских товаров и услуг (см. таблицу), а еще 15% — на горно-металлургический сектор. Но последние — это крупный бизнес. Тем не менее заметим, что фундаментальная ситуация в металлургии, угольной отрасли и в металлоторговле, включая торговлю ломом черных и цветных металлов, очень удачно соответствует образу «попутного ветра», нарисованному McKinsey: растущий внутренний рынок при условии неплохой конкурентоспособности на рынке мировом плюс возможность осуществления сделок M&A и недоиспользованный внутренний потенциал (по части ассортимента и качества продукции и услуг, работы с издержками и себестоимостью).

Впрочем, чтобы не уходить в сторону, вернемся к нашим «газелям». Что же представляет собой потребительский сегмент в нашей выборке? Оказывается, российский потребительский сектор не столь зависим от иностранного импорта. Да, конечно, много компаний (615 из общего числа, см. таблицу) — это торговля автомобилями. Скорее всего импортными. Но импортозамещение в этой отрасли идет полным ходом, и место автомобилей российской сборки в объемах продаж этих торговцев, безусловно, растет.

Вообще, оказалось, что в России есть потребительские товары и услуги, которые могут неплохо конкурировать с иностранными — парфюмерно-косметическая промышленность, мебель, пластмассовые изделия (игрушки и прочий ширпотреб), пищевая промышленность, легкая промышленность, туристические услуги и авиатранспорт. Представители этих отраслей часто встречаются в списках наших компаний-«газелей». А что, ненасыщенный рынок есть, активы для поглощения, чтобы продолжить рост, — тоже, ну и качественный внутрикорпоративный управленческий прорыв возможен. Последнее в этом сегменте не так уж малозначимо. Вот, например, смоленская компания «Аэростар Контракт», которая производит аэрозоли для парфюмерно-косметической отрасли, пошла по уникальному пути работы на огромном ненасыщенном рынке частных торговых марок. Петербургская фирма «Пластмастер», которая играет на взрывном росте демографической волны деторождения, выпуская детские игрушки для детей разных возрастов, от грудных малышей до школьников, стала продвигать торговые бренды «Плэйдорадо», «Игрушкин» и «Купоня».

Или, к примеру, бизнес-модель быстрорастущей компании «Глория Джинс», которая основана как fast fashion, что подразумевает оперативную разработку, производство и продажу ассортиментного ряда, находящегося на пике моды, по доступной цене.

Вообще, в игру с потребителем включается все большее количество игроков, в том числе непрофильных. Вот, например, Ревякинский металлопрокатный завод» («газель» из Тульской области) стал продвигать обновленную потребительскую продукцию (садово-огородный инвентарь) под собственной торговой маркой. Кто-нибудь, наверное, уже видел в хозяйственном магазине штыковую «Ревякинскую лопату» или что-то подобное.

Не менее значимы в этом смысле IT-сектор и компьютерный сегмент. Они напрямую коррелируют с уровнем потребительского спроса в стране. Считается, что российский онлайн-рынок один из самых крупных и быстрорастущих в Европе. По количеству пользователей интернета, чья совокупная аудитория составляет более 70 млн человек, в 2012 году Россия обошла Германию и вышла на первое место среди европейских стран. И в качестве наиболее востребованных сегментов интернет-рынка эксперты называют ритейл, электронные платежи и онлайн-рекламу. Это единственный сектор, который за оценивавшийся нами период 2000–2011 годов всегда превышал в своих темпах среднегодовые темпы роста экономики (см. график 2). Некоторые эксперты даже склонны полагать, что IT-сектор не затрагивают такие вещи, как колебания курсов акций и настроения спекулятивно настроенных инвесторов. На практике для многих высокотехнологических компаний период кризиса оказывается временем бурного роста. Неудивительно, что инвестиционный фонд Baring Vostok практически без передышки инвестирует в российский телекоммуникационный холдинг «ЭР-Телеком», компанию-«газель», предоставляет услуги связи (широкополосный доступ в интернет, кабельное и HD-телевидение под брендом Дом.ru). Географическая экспансия деятельности «ЭР-Телекома» уже охватила 56 городов, а общее количество абонентов превысило 5 млн человек.

Еще одна связанная с потребительским сегментом отрасль — транспорт и логистика. Самый быстрорастущий сегмент современной транспортной логистики — экспресс-доставка товаров компаний дистанционной торговли, интернет-магазинов. Есть данные, что практически 70% населения крупных городов России совершает онлайн-покупки в среднем 3–4 раза в месяц. В результате в общем объеме грузопотоков значительно возрастает роль рынка транспортно-логистических услуг. На рынке наблюдается определенный дефицит оптимальных решений, которые отвечают нестандартным запросам клиентов в этой отрасли. И в этой связи отрадно видеть, что такие решения готовы предоставлять наши «газели». К примеру, столичная компания «О-Курьер» не просто доставляет заказы клиентам интернет-магазинов курьерами, но и создала сеть пунктов выдачи заказов, а также предлагает игрокам интернет-рынка комплексное логистическое сопровождение на базе собственных складских терминалов в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Тут тоже есть место и для качественного, и для количественного роста. В последнем случае курьерские компании могут предлагать нестандартные условия доставки, включая такие опции, как ожидание на адресе, SMS-информирование, наложенный платеж и т. д.

Враги монополий

Где еще можно ждать «попутных ветров»? Мы считаем, что многие монопольные российские отрасли и отчасти «стратегические активы» перестали соответствовать интересам клиентов, и не исключено, что именно здесь возможен прорыв и появление бурно растущих сегментов и новых «газелей».

Традиционно считается, что на высококонцентрированных рынках компании возводят экономические барьеры (например, в виде дифференциации продуктов или ограничений доступа к подконтрольной им инфраструктуре), необоснованно препятствующие входу на рынок более мелких конкурентов и позволяющие доминирующим компаниям осуществлять монопольную власть. Но критики традиционной теории барьеров давно уже доказали, что на самом деле большая их часть — результат эффективного рыночного взаимодействия, ведущего к повышению благосостояния потребителей. В России на федеральном уровне так было, например, с «Газпромом», РАО «ЕЭС России», РЖД, «Алросой» и прочими. Так было в сегменте инфраструктурного строительства, где доминировало государство, в жилищно-коммунальном комплексе. Но с какого-то момента доминирующие игроки уже не смогли добиваться выгодных для потребителя результатов. Тарифы монополий стали чуть ли не выше мировых, качество услуг в ЖКХ перестало удовлетворять потребителя.

Отказавшись от франчайзинга в 2009 году, компания «Глория Джинс» стала быстро расти за счет расширения собственной сети магазинов 062_expert_20_3.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Отказавшись от франчайзинга в 2009 году, компания «Глория Джинс» стала быстро расти за счет расширения собственной сети магазинов
Фото: ИТАР-ТАСС

Совершенно очевидно, что на рынок неизбежно придут игроки, которые будут конкурировать с монопольными игроками. Некоторые из них уже появлялись в наших рейтингах «газелей» в предыдущие периоды. Речь идет, к примеру, об энергосервисных отраслях, нефтесервисе. Есть они и в новом списке. Например, созданная в 2005 году компания «Юнисервис» оказывает услуги ввода объектов недвижимости в эксплуатацию и управления ими. Сегодня в управлении этой фирмы 15 объектов недвижимости промышленного, административного и жилого назначения общей площадью свыше 1 млн кв. м, в том числе несколько учебных корпусов МГУ имени М. В. Ломоносова. В управлении компании находится также около 9 тыс. квартир, переданных на обслуживание собственниками и товариществами собственников жилья. Зайдя на сайт этой компании, понимаешь, куда следует стремиться иным управляющим компаниям в части доступности информации и участливого подхода к клиентам.

Возможно, в скором времени, мы увидим взрывной рост и в сфере независимой газодобычи, малой энергетики, smart grid («умных» энергосетей) или частных оружейных компаний. Некоторые наиболее экстремально настроенные экономисты даже предлагают по этой причине не нападать на более высокие экономические результаты монополий под предлогом борьбы за устранение барьеров для входа, а дать им умереть собственной смертью под нападками «новых» быстрых игроков. Недаром, к примеру, компания «НоваТЭК» так нравится инвесторам.

В бой после перерыва

Еще одно любопытное наблюдение. Как получается, что отрасль или компания быстро растет? Те, кто ходит в тренажерный зал и целенаправленно хочет нарастить мышечную массу, знают, что каждая повторная тренировка должна проводиться в так называемой фазе суперкомпенсации. Рецепт быстрого наращивания мускульной массы прост: нужно регулярно давать мышцам больший стресс, чем на предыдущей тренировке. Чем быстрее получится давать подобный стресс, тем быстрее вы накачаете мышцы.

Похоже, что в случае с быстрорастущими компаниями дело обстоит так же. Посмотрим внимательно, как растут самые успешные отрасли в России, которые сопровождает «попутный ветер» (см. график 2). Каждый раз вслед за коротким спадом-передышкой начинается рост. Как и в человеческом организме, постоянные нагрузки прерывают стадию восстановления еще до того, как наступит рост. В то же время слишком редкие периоды роста бизнеса, как и редкие тренировки для человека, проводимые в фазе утерянной суперкомпенсации, будут просто топтанием на месте годами. Потому что каждая последующая тренировка будет проводиться после возвращения организма к своему исходному уровню, к так называемому гомеостазу, а значит, прогрессировать нагрузку не получится и никакого роста не будет. Компании-«газели», отрасли-«газели», по всей видимости, чувствуют себя так же, поэтому тем, кому долгосрочный рост не удается, стоит обратить внимание на эту тактику.