Инвесторов приглашают в коридоры развития

Сергей Чернышов
20 мая 2013, 00:00

Новая стратегия инвестиционной политики Томской области основана на создании так называемых коридоров развития по стратегическим для региона направлениям. Там на основе созданной на бюджетные средства инфраструктуры и будут развиваться крупные девелоперские проекты

За шесть лет работы ОЭЗ «Томск» в проект инвестировано 14 миллиардов рублей

Последние несколько недель на столах чиновников, ответственных за инвестиционную политику в Томской области, лежит бумага, на которой посередине размашистым почерком написано: «Силуанову, Слюняеву. Прошу рассмотреть и подготовить предложения. В. В. Путин». Это письмо губернатора Томской области Сергея Жвачкина президенту страны, в котором глава региона просит поддержать крупный инфраструктурный проект «Томские набережные». Теперь проект считается получившим поддержку на федеральном уровне. В результате его реализации в Томске наконец должны появиться новые современные гостиницы, бизнес-центры и торговые площади. Таков новый принцип выстраивания инвестиционной политики на региональном уровне — создавать инфраструктурные условия для привлечения инвесторов. Ее логика проста: инвестор будет вкладываться туда, где ему комфортно во всех отношениях.

Индустрия сервиса

Объекты городской инфраструктуры — отрасль, которая стала привлекательной для крупных инвестиций в провинциальных городах только в последние годы. Эта тенденция проявилась и в Томской области. Несмотря на явный и устойчивый рост инвестиций в основной капитал (см. график 1), отрасль инфраструктурного строительства в городах остается заметно недооцененной (см. график 2). Это можно было бы списать на эффект базы — слишком уж высоки объемы инвестиций в нефтегаз, — однако простое наблюдение за девелоперской активностью показывает то же самое.

Все проблемы разом год за годом высвечивает Томский инновационный форум Innovus. Он проходит в шатрах (нет современного экспоцентра), а места в городских гостиницах для приезжающих чуть не на аукционе разыгрываются.

Впрочем, ситуация начинает меняться. В 2010 году в Томск пришла международная сеть гипермаркетов Metro Cash & Carry. Свой гипермаркет в Томске готовится открыть питерская «Лента». Местный строительный гигант, Томский домостроительный комбинат, два года назад начал глобальный проект — создание нового микрорайона Солнечный площадью свыше 1 млн квадратных метров. Наконец, в феврале этого года «Газпромбанк-инвест» сообщил о возможности реализации на территории завода «Сибэлектромотор» (его планируется перенести за пределы города) крупного девелоперского проекта, — два миллиона квадратных метров жилья и торгово-сервисных помещений.

Новый город у реки

В этом смысле «Томские набережные» выглядят логичным продолжением «освоения» Томска. Суть проекта в том, чтобы на площади 200 га (бывшее русло Томи, кварталы частной застройки и просто заброшенные территории) организовать площадку для строительства межуниверситетского кампуса, экспоцентра, торгово-развлекательных объектов, гостиницы и т. д. «Обычно власти любят говорить, сколько инвесторов они привлекли на территорию за год или за пятилетку. Мы говорим о другом. На территории региона нужно создать самодостаточную систему, которая работала бы на привлечение инвесторов вне зависимости от конкретных людей. Создать зоны опережающего развития, в которые будут неминуемо приходить инвесторы. Нужна, в конечном счете, комфортная среда», — говорит вице-губернатор Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям Юрий Гурдин.

Идея витает в воздухе уже много лет. Главный проспект Томска идет вдоль реки Томь. На проспекте расположены ключевые для города учреждения: университеты, офисы компаний, административные здания, исторический центр с памятниками деревянной и каменной архитектуры XIX века. Однако город как будто повернут к Томи обратной стороной — между центральной магистралью и рекой располагается частный сектор, пустыри и старое русло Томи. «Томск с его четырехсотлетней историей — город компактный, в нем много исторической застройки. И когда к нам пришел инвестор с конкретным предложением разместить торгово-развлекательный центр на 200 тысяч квадратных метров, в Томске просто не нашлось места, — вспоминает Гурдин. — Это стало толчком к разработке проекта “Томские набережные”».

Всю территорию систематизировали и спроектировали под несколько зон: рекреационную, территорию университетов и НИИ, общественную, деловую и историко-культурную.

Понимание достигнуто

Начать предполагается с дамбы, которая позволит закрепить измененное русло Томи. Это потребует 2,5 млрд рублей инвестиций. Как сообщил Юрий Гурдин, взаимопонимание с федеральным Минприроды уже достигнуто — проект берегоукрепления должен войти в федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса». Несмотря на то, что речь идет о городской черте, многое там придется делать фактически с нуля. «Например, в Татарской слободе (историческая территория в районе застройки. — «Эксперт») мы столкнулись с отсутствием новых сетей, кое-где даже не проложены системы водоснабжения и канализации. Там нужны большие инвестиции», — рассказывает первый вице-мэр Томска Евгений Паршуто.

Общий объем инвестиций в инфраструктуру оценивается в 20 млрд рублей — это те средства, которые бюджеты разных уровней должны вложить в создание готовой площадки. Стоимость девелоперских проектов, которые будут реализованы на этой территории, — порядка 60 млрд рублей частных инвестиций.

Уже известны некоторые потенциальные инвесторы. Это, например, Внешэкономбанк, который вложит деньги в создание водоочистных, канализационных и других инфраструктурных сооружений. В середине мая в Томске была делегация из российского офиса сети отелей Hilton. Региональная администрация рассчитывает, что именно эта компания будет управлять гостиницей в «Томских набережных». С площадкой в Томске определилась сеть ресторанов McDonald’s, к городу присматривается шведская сеть Ikea. Два объекта уже готовы разместить владельцы гипермаркетов «О’кей».

«Для меня как для человека, руководящего инвестиционным развитием в регионе, важно создать коридоры развития, — говорит Юрий Гурдин. — Смысл в том, чтобы определить приоритетные направления развития, а затем создавать для них инфраструктуру. Причем не важно, в какой сфере — будь то девелопмент, нефтегазовая отрасль или лесопереработка».

Наука как бизнес-проект

Одна из составляющих проекта «Томские набережные» — создание межвузовского кампуса. Это давняя проблема для Томска, одного из самых привлекательных за Уралом городов для иногородних и иностранных студентов. Ранее кампус планировали создать на не освоенном пока левом берегу Томи (основная часть города — на Правобережье). Однако это оказалось сделать дешевле и быстрее в рамках проекта «Томские набережные» из-за близости коммунальной инфраструктуры и объектов сервиса.

Студгородок планируют строить с участием федеральных денег — в рамках закона «О развитии образования» в части финансирования строительства и реконструкции общежитий. «Кампус будет состоять из гостиницы для студентов, которая поможет решить проблему некачественного жилья на задворках — учащиеся смогут за меньшие деньги снимать качественное жилье в студгородке. Строительство таких гостиниц — задача частной сферы. Часть койко-мест будет создана за счет государства. При этом студенты смогут пользоваться инфраструктурой для доступа к знаниям, которую обеспечит государство», — говорит вице-губернатор Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Алексей Князев.

Тематику совмещения науки, образования и частных инвестиций планируют обсуждать и на форуме Innovus. «Мы поставили перед собой задачу разобраться, для чего нужны инновации, и поняли, что это в целом новые технологии — не только в физике или химии, но и, например, в управлении. И для нас важно теперь не просто пропагандировать разработки томских ученых, но и дать старт процессу их внедрения в реальные сектора экономики», — уверен Юрий Гурдин.

Тема юбилейного форума Innovus в этом году — «Энергия инновационного развития». В рамках круглых столов и дискуссий планируется рассмотреть стратегию применения инноваций в энергетике, нефтегазовой отрасли, лесной промышленности и управлении. Уже подтверждено участие в форуме главы «Газпрома» Алексея Миллера, гендиректора «Роснано» Анатолия Чубайса, гендиректора «Сибура» Дмитрия Конова и других. Это те, кто определяет архитектуру современной российской экономики и приоритеты ее развития. Для региона же понятно одно: начинать все равно придется с инфраструктуры.

Томск