Частный взгляд

Культура
Москва, 27.05.2013
«Эксперт» №21 (852)

Предоставлено галереей «Наши художники»

Галерея «Наши художники», не так давно перебравшаяся с Рублево-Успенского шоссе в центр Москвы, открыла первую за сорок с лишним лет персональную выставку одного из лучших художников Серебряного века — Александра Бенуа.

Бенуа был организатором объединения «Мир искусства» и основателем одноименного журнала, критиком и автором книг по истории русской живописи, много работал как театральный художник, оформляя дягилевские балеты, а после революции на какое-то время возглавил Картинную галерею Эрмитажа. За всем этим почти потерялся Бенуа-живописец. В 1970 году Третьяковская галерея устраивала ретроспективу к 100-летию художника, и больше значительных выставок не было.

Нынешняя экспозиция объединила живописные и графические работы исключительно из частных собраний, но их качество сопоставимо с музейными образцами. Название «100 работ Александра Бенуа» говорит не столько о размахе, сколько об ограничении. По словам хозяйки галереи Натальи Курниковой, работ могло бы быть гораздо больше, но отобрали лучшие из доступных. Получилась полноценная ретроспектива — от ранних зарисовок 1890-х годов, когда двадцатилетний Александр еще находился под влиянием старшего брата Альберта, известного акварелиста, до полноразмерного эскиза афиши к «Петрушке» Стравинского, выполненного 80-летним художником в 1951 году. Впрочем, экспозиция построена не по временному, а по тематическому принципу. Здесь есть виды Версаля, всю жизнь вдохновлявшего художника, и впечатления от прочих путешествий (каждый год жене ко дню рождения он дарил альбом акварелей с изображением одного из мест, где они побывали вместе). Есть ставшие классикой книжные иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме», немного театральных эскизов (этой наиболее известной части его наследия намеренно отведено скромное место).

В последнем зале собраны хрестоматийные шедевры. Среди них две большие акварели, написанные по заказу московского издателя Иосифа Кнебеля для серии наглядных учебных пособий «Картины по русской истории». А также «Наводнение в Петербурге в 1824 году» с водной стихией, бушующей у подножия Медного всадника. Работа, написанная в 1929 году, уже в эмиграции, долгое время украшала кабинет Бенуа в Париже и хорошо известна по фотографиям, однако в России ее показывают впервые. В 1952 году Бенуа подарил «Наводнение» Сержу Лифарю в знак признательности за организацию большой парижской выставки «Пушкин и его эпоха» в 1937 году, а уже из наследия Лифаря акварель попала к нынешнему владельцу и была привезена в Москву. Есть на выставке и еще одна неожиданная находка — неопубликованные и считавшиеся утраченными дневники Бенуа с 1925-го по 1950 год. 106 тетрадей, исписанных мелким неразборчивым почерком, галерея приобрела буквально за пару недель до открытия выставки и теперь планирует заняться их расшифровкой и изданием.

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (852) 27 мая 2013
    Идеологическая борьба
    Содержание:
    Они не равны

    Развернувшаяся околоисторическая дискуссия выявила, насколько неустойчивы основания современной российской государственности

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама