Мнение специалиста

27 мая 2013, 00:00

На наши вопросы отвечает Дмитрий Гондусов, генеральный директор системы HandyBank

— Насколько, по вашим оценкам, увеличилось проникновение интернет-банкинга в России за 2012 год? Какие основные факторы обеспечивают позитивную динамику этого показателя?

— По оценкам экспертов системы HandyBank, уровень проникновения услуг интернет-банкинга в России увеличился за прошедший год на 2–2,5 процентного пункта и достиг 9 процентов. В абсолютном выражении это означает, что количество наших граждан — активных пользователей интернет-банкинга за 2012 год выросло на 3–4 миллиона человек. В ближайшие четыре-пять лет темп роста этого сегмента рынка финансовых услуг будет только увеличиваться. Среди факторов, оказавших максимальное влияние на позитивную динамику, следует выделить общий рост доступности интернета для домохозяйств, в том числе в некрупных городах, стабильное увеличение числа пользователей мобильных устройств с доступом в интернет — смартфонов и планшетов, а также общую тенденцию роста объемов и форм безналичной оплаты товаров и услуг среди населения.

— Какие препятствия предстоит преодолеть банкам, предоставляющим дистанционные банковские услуги, чтобы интернет-банкинг стал по-настоящему массовым сервисом в нашей стране?

Сегодня далеко не все банки считают дистанционный сервис финансового обслуживания одним из основных и перспективных продуктов для населения. Однако регулярные опросы независимых экспертов постоянно свидетельствуют о том, что для людей при выборе банка наличие у него полноценного интернет-банкинга является одним из решающих факторов, если, конечно, речь не идет о поиске в первую очередь кредитных продуктов. Таким образом, объективно никаких значимых препятствий для массового подключения клиентов к дистанционному банковскому обслуживанию уже нет. Все зависит только от задач и действий самого банка — как он выстраивает приоритеты в работе с розничной клиентурой, как организовывает каналы продвижения, подключения и сбыта, на какие объемы продаж услуги нацелен выйти.

— Каковы, на ваш взгляд, основные пути совершенствования систем безопасности онлайн-сервисов для физических лиц?

Наиболее эффективный путь — повышение уровня осведомленности клиентов о совершенно банальных вещах: никто из посторонних лиц не должен знать логин, пароль, код авторизации, ключевое слово и прочие персональные данные, связанные с дистанционным продуктом. Подавляющая часть преступлений в этой сфере совершается при прямом или косвенном участии самого клиента — либо он сам «сдает» реквизиты при псевдозвонке от сотрудника банка, либо хранит эти данные в открытом для доступа виде на зараженном компьютере.

— Почему, несмотря на множество публикаций на эту тему, информированность пользователей о технике безопасности остается невысокой?

Информированность пользователей по-прежнему низкая потому, что пока еще низок общий уровень проникновения и культуры интернет-банкинга. При массовом распространении услуг дистанционного обслуживания клиенты начнут соблюдать правила безопасности, так же как сейчас они уже научились не писать PIN-код прямо на карте и вообще беречь его от посторонних.

Удачным ли был прошлый год для HandyBank? Какие новшества планируется реализовать в системе HandyBank в этом году?

Количество банков — участников межбанковской системы HandyBank выросло за год на 29 процентов и превысило 120. Поэтому 2012 год следует признать достаточно успешным и продуктивным. В 2013-м для пользователей планируется реализация следующих онлайн-сервисов в системе: бронирование и заказ гостиниц, аренда автомобилей, покупка билетов на развлекательные мероприятия, геолокация — быстрый поиск ближайших точек офлайнового финансового обслуживания, новые способы моментального пополнения счета.

Насколько сильно вырастет объем дистанционных платежей в России в ближайшие два-три года? Какие новые функциональные и интерфейсные решения смогут в среднесрочной перспективе предложить пользователю отечественные разработчики?

В перспективе ближайших трех лет объем интернет-платежей вырастет не менее чем в два раза, а при оптимистичном сценарии — в два с половиной раза. По нашему мнению, подавляющая часть инноваций для пользователей в сфере как функциональности, так и интерфейса интернет-банкинга будет лежать в зонах бонусных программ и геолокации.    n