«Дневник.ру»: Чтобы завтра в онлайн — с родителями

Елена Николаева
3 июня 2013, 00:00
Гавриил Леви, 30; образование - Окончил Колумбийский университет образование (США)

На что делаете ставку? - Российские школы обязаны перейти на электронный документооборот, онлайн-коммуникации и дистанционные формы обучения уже 1 января 2014 года. При этом государство обязуется обеспечить необходимую инфраструктуру.

сфера деятельности: программное обеспечение

стартовые вложения: 2008-2010 — личные средства - $ 1 000 000; 2011 — Prostor Capital - $ 1 700 000; 2012 — Runa Capital - $ 4 800 000

В России примерно 48 тыс. школ и 5 тыс. ПТУ. В среднем на каждое учебное заведение приходится по 300 учащихся. То есть всего получается 16 млн детей. Меняются имена, но общий объем потока постоянен, нескончаем и вполне сравним с золотоносным Клондайком. «Дневник.ру» одним из первых в России разглядел и пытается «прибрать к рукам» эти ценные ресурсы.

Проект, запущенный Гавриилом Леви в 2009 году, по сути представляет собой электронную версию привычного дневника, с помощью которого издавна происходит коммуникация учителя и родителей. Только с гораздо большим набором функций и возможностей: интернет резиновый — послания друг другу можно оставлять хоть размером с «Войну и мир». На общем ресурсе можно создать сайт школы, форумы, закрытые группы — к примеру «Подарок Мариванне», или, скажем, публиковать расписание уроков, домашние задания, оценки, посещаемость и многое другое. Фактически это социальная сеть для учителей, учеников и их родителей.

От идеи до воплощения

В 2007 году выпускник Колумбийского университета и сооснователь Capital Market Services Гавриил Леви вернулся в Россию — создавать офис R&D и продаж своей компании. Но младший брат-школьник со своими уроками, отметками и выяснением домашних заданий у друзей натолкнул его на новую идею — сделать весь учебный процесс проще, сэкономить время и учителей, и школьников, и родителей.

Идея, конечно, новой была только для России. Скорость интернета у нас тогда еще была низкой, рынок облачных технологий только начинал зарождаться. В США эти сферы были на несколько шагов впереди. Учебный процесс в американских общеобразовательных учреждениях к тому моменту уже был полностью оцифрован. «У них все было онлайн — в том числе домашние задания», — рассказывает Леви, то есть преподаватели были избавлены от бумажного документооборота.

Заметив отставание российских школ, Гавриил нашел трех программистов, и уже в начале 2009 года команда выпустила первую версию проекта и подключила к нему 10 школ. Первых убедить было нелегко — директор школы, в которой учился братишка, была уверена, что учителям такая система просто не нужна. На первый взгляд кажется, что так оно и есть: многие учителя «старой гвардии» не пользуются интернетом, а даже если и выходят в сеть, им гораздо привычнее писать план урока на бумаге, и вряд ли они захотят выставлять программу на всеобщее обозрение. Примерно так же поначалу думали и директора. А затем включилось сарафанное радио, и к концу первого года работы учебных заведений в сети стало полторы тысячи. «Если человеку объяснить, что так эффективнее, — он начнет этим пользоваться», — уверяет Гавриил. И мотивация должна идти не сверху — когда государство указывает. «Человек сам должен понимать, что ему это удобно», — добавляет предприниматель. Так или иначе, но продвижению проекта все же сильно поспособствовала именно политика государства.

Как помогло государство

В конце 2009 года вышло распоряжение правительства № 1993, согласно которому с 2014 года все муниципальные образовательные учреждения должны в обязательном порядке предоставлять в электронном виде информацию об успеваемости, посещаемости, результатах ЕГЭ и вести онлайн-запись в школы и детские сады. Распоряжение также предусматривает полный переход на электронный документооборот. И прописывает обязанности государства: обеспечить все школы необходимой инфраструктурой.

Для «Дневника.ру» этот документ стал буквально новогодним подарком. И заставил сменить акценты в концепции проекта. Изначально был план сосредоточиться на информационной составляющей и коммуникациях. Однако оказалось, что большей проблемой, но и гораздо более лакомым куском является система документооборота. По разным оценкам, этот рынок составляет порядка 25 млрд рублей.

В 2010 году была продана выросшая Capital Market Services, и Леви полностью сосредоточился на «Дневнике.ру». Стало очевидно, что дальше нужно действовать в партнерстве с властями. «С ГЧП проблемы были. Трудно было убедить чиновников, что некоторые вещи все же проще отдать бизнесу», — вспоминает Леви.

Походить по кабинетам пришлось много, помимо встреч и презентаций на всех уровнях «Дневник.ру», чтобы привлечь к себе внимание, участвовал и победил в нескольких конкурсах: «Премия рунета» — в номинации «Учительский интернет-проект года» и «Золотой сайт-2012» — в номинации «Социально значимые проекты федерального уровня», а также вступил в ряды нескольких организаций, в частности стал членом Российской ассоциации электронных коммуникаций. И попал в перечень интернет-ресурсов нового поколения Минобрнауки.

В итоге в министерствах и ведомствах проект поддержали, вместе с проектами ряда других региональных и федеральных игроков. Только в Москве работает 13 компаний. Одна из них — «Ростелеком». Кто-то привлекает пользователей яркими картинками, другие — функционалом или типом пользователей (в «Дневнике.ру», к примеру, есть «ученик», «родитель», «учитель» и администратор с модератором). Другие системы расширяют иерархию. Ну и, конечно, многое зависит от количества денег, которые можно позволить себе потратить на продвижение. Каждая школа в прошлом году обходилась компании примерно в 3000 рублей. Однако теперь, когда 2014 год не за горами, директора охотнее идут на контакт.

Инвестиции

Сначала проект развивался на деньги основателя — Леви вложил около миллиона долларов. К началу 2011 года в компании работало всего 12 человек. Чтобы расширять бизнес, нужны были инвесторы. На 1,7 млн от Prostor Capital было открыто несколько офисов, и за следующие два года «Дневнику» удалось заполучить 25 тыс. школ. Второй раунд инвестиций прошел в 2012-м — 4,8 млн дал фонд Runa Capital. По словам Гавриила, ему удалось сохранить контроль над компанией. А деньги он намерен потратить на расширение пользовательской базы, в том числе за счет международной экспансии. Проект уже стучится в украинские школы, там уже подключено 10 тыс. школ — это 1 млн пользователей. За пределами России он встретится с такими конкурентами, как Schoology, Blackboard, Moodle и другими игроками.

 033_expert_22.jpg

Модель монетизации

За четыре с половиной года к проекту подключилось 28 тыс. школ — это 7 млн зарегистрированных пользователей. Ежедневно в систему заходит около 7,5% пользователей, то есть полмиллиона человек. «Есть 35 контрактов с региональными министерствами образования на осуществление документооборота через “Дневник.ру”», — рассказывает Гавриил Леви.

В прошлом году к ресурсу ежемесячно подключалась примерно тысяча школ. В этом году темп снизился — тысяча новеньких за три месяца. Основатель ожидает, что к 2015 году в сети будет 40 тыс. школ. На этом российский рынок можно считать закрытым.

Базовая модель заработка — фремиум: основной функционал бесплатный, а за дополнительные опции нужно платить абонентскую плату. Правда, основные платные функции пока только тестируются — что-то заработает с сентября, но основные опции, а с ними и заработок компании, появятся с января 2014-го — среди них как раз и будет обязательный документооборот. В целом зарабатывать «Дневник.ру» собирается за счет создания и продажи образовательного контента, интеграции с курсами, сервисами подбора репетиторов. На сайте будет создан интернет-магазин. В перспективе появятся электронный пропуск — контроль входа ребенка в школу и выхода из нее, электронная столовая с персональным счетом. Тогда же для родителей заработает «мобильный информатор» — SMS-сообщения о передвижении их детей в режиме реального времени. Продажа платных услуг для школы будет рассчитываться исходя из 40 рублей на ученика в месяц. В пределах 400 тыс. школа может покупать без размещения заказа на «Госзакупках». И «Дневник.ру» укладывается в эту сумму. Родители будут платить за выбранные функции сами. Платный контент, как ожидается (по опросам), будут покупать от 5 до 10% пользователей.

Пока же компания проедает инвестиционные деньги. Заработка с рекламы не хватает для выхода на самоокупаемость. Доступом к целевой аудитории воспользовались Lego, Microsoft, Disney, Samsung, Panasonic, Toshiba. Рекламные баннеры показывают в той части, где происходит общение пользователей.

Калькулятор

В штате компании 100 сотрудников. «Три четверти из них — технические специалисты: программисты, контроль качества, служба поддержки, аналитики, менеджеры продуктов и системные администраторы. Остальные — продажи, развитие бизнеса и административный персонал», — перечисляет Леви. Увеличение числа школ приводит к росту численности персонала службы поддержки. Средняя зарплата штатных сотрудников — 60 тыс. рублей. Считаем: в год с налогами — 100 млн рублей. Это примерно 60% всех трат.

Остальное — продвижение продукта и поддержка инфраструктуры. Всего в год компания проедает 167 млн рублей.

Заработки компании далеки от выхода на самоокупаемость. Резкого скачка монетизации основатель ждет с 2014 года — когда школам придется пользоваться покупной опцией электронного документооборота. «При месячной аудитории 2,5 миллиона уникальных посетителей мы зарабатываем только с рекламы порядка 30 миллионов рублей в год. С ростом активной аудитории эти показатели будут пропорционально расти. Помимо этого прибыль будут генерировать лицензионные платежи и премиальные услуги для школ», — рассказывает Леви. В течение следующих пяти лет бизнесмен планирует не только выйти на окупаемость, но и вернуть инвестиции.

Планы

«Я хочу, чтобы у людей возникала устойчивая ассоциация: поиск — значит Google, школа — “Дневник.ру”», — говорит Гавриил Леви. Как заявляли ранее инвесторы из Runa Capital, в частности Сергей Белоусов, они рассчитывают «как можно скорее достичь показателя в 100 миллионов пользователей “Дневника.ру” по всему миру». Скорее всего, будет продана франшиза на таких условиях, что компания дает технологию, а партнер занимается продажами в своем регионе. Для рынка СНГ и менять ничего не придется — системы довольно схожи. Стоимость франшизы, по предварительным оценкам, в среднем составит 3 доллара на пользователя. Среди возможных рисков Леви называет только следующее: «Если что-то пойдет не так со вступлением в силу закона либо там смягчатся условия».