Первый в России и номер два в мире

10 июня 2013, 00:00
Фото: РИА Новости
«Русский стандарт» поглотил CEDC и вышел в лидеры

Холдинг «Русский стандарт», принадлежащий бизнесмену Рустаму Тарико, объявил о закрытии сделки по приобретению водочной компании Central European Distribution Corporation (CEDC). Теперь холдинг окончательно закрепит за собой первое место по производству водки в России и станет компанией номер два на мировом рынке (после британской Diageo).

«Русский стандарт» консолидирует 100% акций CEDC. За полный контроль над компанией холдинг заплатит более 700 млн долларов с учетом долгов CEDC. Производственные мощности объединенной компании составят 34 млн девятилитровых коробов продукции (из них 31 млн приходится на CEDC).

В состав CEDC входят два водочных завода в Польше и пять в России. Наиболее известные водочные бренды — «Зеленая марка», Parliament и «Журавли» в России, Żubrówka, Absolwent и Soplica в Польше. «Русскому стандарту» принадлежат два спирто-водочных завода в России (водочные марки «Русский стандарт» и Imperia), ряд торговых домов и итальянский винный дом Gancia.

CEDC создавалась как польский дистрибутор алкогольных напитков. Но вскоре компания занялась и производством водки в Польше, приобретя два местных завода. Быстрый рост продаж компании начался после ее выхода на российский рынок в предкризисном 2008 году. Стратегией развития в России стала активная скупка местных игроков с известными локальными водочными марками. Основными приобретениями CEDC в России стали «Русский алкоголь» (водки «Зеленая марка», «Журавли», «Маруся») и «Урожай» (водка Parliament), обошедшиеся ей в 700 и 500 млн долларов соответственно. Известность брендов («Зеленая марка» несколько лет была самой продаваемой водкой в России) и активная маркетинговая политика позволили CEDC стать крупнейшей водочной компанией страны. Правда, бурный рост обеспечивался в основном на заемные средства. Уже с 2009 года, в период экономического кризиса, у компании появились финансовые проблемы. Несколько лет ее продажи держались за счет популярности старых водочных марок, но потом компанию начали активно теснить новые конкуренты.

В отличие от CEDC «Русский стандарт» за счет экспорта премиальных сортов водки чувствовал себя намного лучше, несмотря на то что занимал не более 2–3% российского рынка водки (против 15% у CEDC). Поэтому Рустам Тарико решил не упустить свой шанс войти в тройку крупнейших производителей водки в мире, поглотив ослабленного, но все еще крупного конкурента. В ноябре 2011 года Тарико приобрел первые 9,9% акций CEDC, а в 2012-м еще 9,6%. Тогда же было объявлено о предстоящем слиянии: Тарико занял пост президента и председателя совета директоров CEDC. Основным препятствием к быстрому поглощению CEDC стала проблема реструктуризации долгов компании. К тому же собственники CEDC несколько раз порывались искать другого покупателя. Но кризисное состояние вынудило собственников ускорить сделку с «Русским стандартом». В середине мая окружной суд штата Делавэр (США) утвердил программу реорганизации CEDC. К этому времени «Русский стандарт» получил разрешение на поглощение CEDC от всех антимонопольных органов. Теперь «Русскому стандарту» нужно воскресить внимание публики к своим новым брендам. И делать это ему придется в условиях роста акцизов на водку и сжатия рекламного рынка для алкоголя.