Франко-германский конфликт в Airbus

Сергей Сумленный
21 июня 2013, 20:55

Концерн EADS требует от немецкого правительства немедленной финансовой поддержки. Берлин готов помочь только в обмен на дополнительные гарантии преимущественного использования немецких технологических площадок

Фото: EPA
Пытаясь добиться от Германии причитающиеся Airbus 600 млн евро, руководитель производственного подразделения компании Гюнтер Бучек обратил внимание немецкого правительства на то, что в процессе разработки A350 XWB на территории Германии уже было создано 4 тыс. рабочих мест, и в текущем году будет создана еще тысяча

Поддержки в 600 млн евро от немецких властей добивается Airbus, производящая магистральные пассажирские самолеты. «Я уверен, что переговоры принесут плоды уже в ближайшие недели. Мы не только выполнили, мы перевыполнили свои обязательства. Финансирование, о котором идет речь, это не субсидия, это кредит, который будет выплачен в срок до последнего цента», — заявил агентству Dow Jones глава производственного подразделения Airbus Гюнтер Бучек.

Финансирование, о котором идет речь, — это часть экономической поддержки Airbus правительством Германии, обещанной еще несколько лет назад в рамках развития проекта нового среднемагистрального самолета A350 XWB.

Разработка A350 XWB, которые должны заменить серию аналогичных машин из линейки А300-х, длится уже восемь лет и стоила Airbus 12 млрд евро. Согласно договоренностям с немецкими властями, компания должна была получить помощь на исследовательские работы в размере 1,1 млрд евро, однако правительство ФРГ перевело компании только 500 млн. Airbus подчеркивает, что французские власти уже выплатили свою долю субсидий, призванных стимулировать технологические разработки.

Конфликт между Airbus и немецкими властями обострился, после того как полторы недели назад на авиасалоне в Ле Бурже новый A350 XWB совершил свой первый полет на публике. По мнению компании, это тот этап в процессе создания нового самолета, после которого Берлин обязан перевести оставшиеся деньги. Между тем правительство Германии не торопится с выделением средств. Как следует из заявлений представителей министерства экономики ФРГ, немецкие власти ожидают от Airbus гарантий того, что технологические центры по разработке A350 XWB будут находиться в Германии. Сегодня на территории ФРГ работают семь технологических и производственных центров компании (крупнейший — на севере страны, в Гамбурге).

На этом фоне отношения между Берлином и Airbus все больше напоминают силовой покер. Стороны активно атакуют друг друга с помощью информационных утечек в крупнейшие СМИ. Так, руководство Airbus на условиях анонимности заявило журналу Der Spiegel, что, если правительство ФРГ не выплатит компании причитающиеся деньги, то о разработках в Германии новых самолетов можно забыть. В заявлении агентству Dow Jones топ-менеджер Airbus Гюнтер Бучек также подчеркнул, что в рамках разработки A350 XWB на территории Германии уже было создано 4 тыс. рабочих мест и в текущем году будет создана еще тысяча.

Конфликт между немецкими и французскими деньгами внутри Airbus обусловлен структурой собственников компании. Airbus — дочернее предприятие европейского аэрокосмического концерна EADS, представляющего собой структуру с равным франко-германским капиталом: по 22,46% акций компании принадлежит французскому и немецкому инвесторам — SOGADE и Dasa AG. Оба они, по сути, являются проводниками политического влияния своих стран: акции немецкого и две трети акций французского инвестора принадлежат государственным фондам. Еще 5,48% EADS находится у испанского государственного инвестора SEPI. Оставшиеся 49,6% акций EADS — на руках у мелких частных акционеров.

Подобная структура акционеров накладывает серьезный отпечаток на механизмы принятия решений о переводе производств или технологических исследований из одного национального центра в другой.

Борьба за сохранение производств внутри своей страны проходит на фоне длительного кризиса индустрии авиаперевозок. По данным международной ассоциации авиатранспорта IATA, только в 2012 году суммарный убыток мировых авиакомпаний составил 900 млн евро, по итогам 2009–2013 годов убыток достигнет 3,4 млрд долларов. Особенно сильно кризис ударил по самому насыщенному европейскому рынку авиаперевозок. Только в прошлом году о банкротствах заявили шесть европейских авиакомпаний: кипрская Сirrus Airlines, венгерская Malev, датская Cimber Air, шведские City Airline и Skyways и польская OLT Express.

Банкротство более мелких авиаперевозчиков и массовые программы экономии крупных (например, Lufthansa больше не нанимает персонал, AirBerlin продал свою программу поощрения часто летающих пассажиров, а SAS провела массовые увольнения) с некоторым временным лагом неизбежно сказываются на объеме заказов на новые самолеты. Так, на флагманский проект Airbus, дальнемагистральный самолет A380, в 2013 году не поступило ни одного заказа.

Берлин