Терминал в телефоне

Русский бизнес
Москва, 24.06.2013
«Эксперт» №25 (856)

ставка: на стремительное развитие рынка мобильных устройств

сфера деятельности: электронные платежи

стартовые вложения: 2011–2013 - $ 1 500 000; 2013 от фонда Runa Capital - $ 8 000 000

Банки упустили огромный рынок. Не увидели. Не прочувствовали. Не сориентировались. Весь сегмент электронных платежей — пирог примерно на 1,2–1,3 трлн рублей — «испекли», а теперь с удовольствием поглощают создатели терминальных сетей.

Казалось, прошла вечность, а на самом деле не более десяти лет, с тех пор как мобильную связь мы оплачивали по карточке, стирая монеткой защитный код, а чтобы отдать деньги за коммунальные услуги, отстаивали часовые очереди в сберкассе. Потом появились новые игроки (Qiwi, CyberPlat, «Элекснет», «Евросеть», «Связной») и приучили нас платить с помощью терминала. Есть и региональные платежные системы. Залог успеха на этом рынке — развитая сеть. Немало и зарубежных систем, но пока ни одна из них основательно в России не закрепилась.

Хотя до сих пор львиная доля операций по картам — снятие наличных, люди все больше оплачивают услуги, перечисляя средства со своего счета. Банки только недавно спохватились и оттягивают платежи на себя. Но им сложнее — кредитные организации зарегулированы в большей степени, нежели платежные системы.

Рынок растет, место на нем еще есть, и сейчас туда идут все кому не лень — иначе и не скажешь. Поспособствовал притоку операторов и вышедший летом 2011 года Федеральный закон № 161 о национальной платежной системе. Он закрепил права и правила поведения платежных агентов. «Все системы платежей сейчас по сути банковские. То есть во главе официально зарегистрированной системы всегда стоит банк или НКО (организация, которая работает как банк, но не выдает кредитов), — объясняет вице-президент Национального платежного совета (НПС) Тимур Аитов. — Банк привлекает, размещает средства и осуществляет переводы, а у НКО более узкая специализация — только открывать счета и осуществлять расчеты. С точки зрения потребителя работать с НКО безопаснее — это менее рисковая структура, так как не выдает кредиты».

Не все банки заботятся о создании удобного платежного приложения, и этим пользуются предприимчивые создатели сервисов, привлекающие клиентов набором разных опций, а также возможностью замены терминала смартфоном — достаточно установить специальное приложение. Посмотрим, как работает этот сегмент, на примере сервиса мобильных платежей uBank. На рынке он заметен по нескольким причинам.

Причина первая: доступ к аудитории

Основанный в декабре 2011 года и официально запущенный в январе 2013-го, uBank позволяет оплачивать с мобильного телефона сотовую связь, коммунальные услуги, интернет, погашать кредиты, а также осуществлять перевод средств, в том числе с одной карты на другую. Уже через год работы компания выиграла конкурс и попала в «заводскую прошивку» — в смартфоны Fly (третий по объемам продаж в России) и Samsung (лидер продаж), которые продаются на территории России и СНГ. Это примерно 15 млн предустановок ежегодно. Ведутся

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (856) 24 июня 2013
    Экономическая политика
    Содержание:
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама