В кино за театром

Александр Кокшаров
21 июня 2013, 20:58

Чтобы оставаться на плаву, кинотеатры вынуждены дифференцировать стоимость билетов на разные фильмы. И привлекать новых зрителей альтернативным контентом, зачастую неожиданным

Иллюстрация: Эксперт Online
Чтобы оставаться на плаву, кинотеатры вынуждены привлекать новых зрителей альтернативным контентом

Голливудские режиссеры Стивен Спилберг и Джордж Лукас, выступившие перед студентами отделения кинематографии Университета Южной Калифорнии, заявили: киноиндустрию в ее современном виде может ждать финансовый крах. По мнению маститых режиссеров, для этого будет достаточно, чтобы несколько фильмов с бюджетом 250 млн долларов провалились в прокате. Вероятность такого поворота событий мэтры оценили как очень высокую из-за того, что некоторым молодым режиссерам изменяет чувство меры. А в сочетании с определенной художественной ограниченностью это приводит к регулярным провалам высокобюджетных картин со звездным и, следовательно, дорогостоящим актерским составом.

По мнению Спилберга, принципы работы кинопроката изменятся, например, билеты на разные фильмы могут продавать по разным ценам (сегодня билеты на все фильмы стоят примерно одинаково). Скажем, просмотр популярного блокбастера со спецэффектами и звездными актерами будет обходиться зрителю в условные 25 долларов. А менее дорогостоящие в производстве биографические или артхаусные ленты можно будет посмотреть за семь долларов. Собственно, дифференциация уже происходит. Так, у британской сети Odeon в лондонском Вест-Энде пять кинотеатров. Три из них (включая крупнейший в стране — на площади Лестер-сквер, где проходят основные лондонские премьеры) прокатывают голливудские блокбастеры, часто с множеством спецэффектов и в формате 3D. Билеты в эти три кинотеатра Odeon на 30–60% дороже билетов в два других, где показывают более интеллектуальные фильмы, в частности европейский артхаус.

Джордж Лукас также не исключил, что в будущем киноиндустрия вообще перейдет на бродвейскую модель распространения: фильмы станут выходить в прокат реже, но при этом каждая картина будет демонстрироваться гораздо дольше, чем сейчас, — вместо нескольких недель или месяцев по полгода или даже году. Билеты в кино в таком случае подорожают и будут сопоставимы по цене с билетами в театр. Длительный прокат, впрочем, случался и раньше — например, «Инопланетянин» Спилберга (лента 1982 года) продержался в американских кинотеатрах 16 месяцев.

Основная же часть фильмов, считают оба режиссера, вообще будет выходить сразу на телеэкраны. По мнению Лукаса, этот вариант может быть привлекательным, поскольку телевидение оказывается более эффективным средством взаимодействия нишевых режиссеров с целевой аудиторией. Так, полагает Спилберг, его недавний фильм «Линкольн» мог выйти сразу на кабельном тв-канале HBO, миновав кинопрокат. О выпуске фильма на киноэкраны его студии удалось договориться с трудом. Впрочем, в прокате лента собрала 182 млн долларов в одних США (а также 93 млн за рубежом). И это при бюджете 65 млн.

Во вторник 18 июня тысячи британцев отправились в кинотеатры, но не для того, чтобы посмотреть очередной голливудский блокбастер, а чтобы увидеть «Помпеи: вживую в Британском музее» — тур с комментариями специалистов об экспонатах музея из древнеримского города, погребенного под толщей вулканического пепла в 79 году н. э.

Прямую трансляцию из одного из ведущих мировых музеев в 280 кинотеатров по всей Британии пришло посмотреть более 25 тыс. человек. Подобный показ стал очередным примером растущего влияния альтернативного контента, или «проката событий».

Британские сети кинопроката — Cineworld, Vue, Odeon и UCI — уже несколько лет назад начали показывать на своих экранах некинематографическую продукцию — от оперы и балета до рок-концертов и спортивных соревнований. Сегодня, после того как почти все кинотеатры заменили свои пленочные проекторы на цифровую технику, возможности для расширения «ассортимента» стали почти безграничными.

Хотя на альтернативный контент пока приходится лишь около 400 млн долларов по всему миру (при обороте кинопроката 34 млрд долларов), прокатчики видят большой потенциал для роста, особенно на устоявшихся западных рынках, например в Британии или США. «Сегодня это единственный сегмент, где мы наблюдаем рост. Обычный кинопрокат в Британии и США достиг своего потолка», — заявила глава Ассоциации событийного проката Мелисса Кипинг.

Все началось с того, что в 2006 году Метрополитен-опера организовала трансляцию в кинотеатры моцартовской «Волшебной флейты», которая оказалась очень популярна. Сегодня Мет ведет прямые трансляции своих постановок на тысячу с лишним экранов в 40 странах мира, что дает кассовые сборы в 60 млн долларов в год.

В Британии по этому же пути пошли «Ковент-гарден» и Национальный театр. Последний, например, организовал живую трансляцию популярного спектакля «Аудиенция», в которой британскую королеву сыграла Хелен Миррен. В июне на британские киноэкраны выходят трансляции из питерского Мариинского театра: зрители смогут увидеть «Лебединое озеро» Чайковского в 3D. Даже если они живут в британской провинции. «Альтернативный контент приводит в кинотеатры людей, которые не были в них уже много лет», — утверждает Дэвид Хэнкок, директор исследований кинорынка в исследовательском центре IHS Screen Digest.

Особенно популярными стали трансляции оперы, балета и драматических спектаклей. Одна из причин — билеты на трансляции в два-пять раз дешевле билетов в театры. Показ на киноэкранах спортивных состязаний менее востребован — британцы по-прежнему предпочитают смотреть футбольные матчи или у себя дома, или в пабах, за пинтой пива. Впрочем, некоторые события оказываются популярными. Так, летом 2012 года прямые трансляции церемонии открытия лондонской Олимпиады в сети Odeon были полностью распроданы.

По оценкам Дэвида Хэнкока, доходы от альтернативного контента в кинотеатрах по всему миру вырастут в этом году до 500 млн долларов. В течение ближайших десяти лет на альтернативный контент может приходиться до 5% всех сборов кинотеатров в некоторых странах. Это означает, что глобальный рынок подобных трансляций будет генерировать доход более 1 млрд долларов в год.

Лондон