Заветный триллион

Вадим Пономарев
24 июня 2013, 00:00

К концу нынешнего десятилетия Республика Якутия войдет в элитный клуб российских регионов, чей ежегодный валовой региональный продукт превышает 1 трлн рублей. Это станет одним из итогов реализации комплексного плана развития республики и ряда приоритетных инвестиционных проектов

Фото предоставлено правительством республики Саха (Якутия)
Спортивный комплекс «Триумф», г. Якутск

В конце 2012 года Республика Саха (Якутия) на ближайшие два года была избрана сопредседателем Российско-китайского координационного совета по межрегиональному и торгово-экономическому сотрудничеству двух стран. А в марте этого года в Якутск из американского Анкориджа была перенесена штаб-квартира международного секретариата Северного форума. В 2012 году в Якутии также прошли V Международные спортивные игры «Дети Азии», объединившие более 2 тыс. спортсменов из 27 стран, и впервые был проведен Дальневосточный молодежный образовательный форум «СахаСелигер-2012», в котором приняли участие 814 представителей дальневосточных регионов. Международные рейтинговые агентства Standard&Poor’s и FitchRatings ежегодно повышают кредитные рейтинги республики. В 2012 году рейтинги достигли нового уровня — инвестиционной категории.

Все эти события говорят о возрастающем влиянии Якутии на социально-экономические процессы, происходящие в России и на Дальнем Востоке. Край вечной мерзлоты, золота и алмазов при явной поддержке федеральных органов исполнительной власти начинает позиционировать себя как уверенно развивающаяся территория с диверсифицированной экономикой и укрепляющейся социальной базой, которая занимает центральное место в реализации государственной программы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, утвержденной российским правительством весной этого года.

Не складывать яйца в одну корзину

До середины прошлого десятилетия основой экономики Якутии были добыча алмазов, золота и угля. Доходы от деятельности алмазодобывающей компании «Алроса» в иные годы наполняли консолидированный бюджет республики более чем наполовину. Добыча же других видов полезных ископаемых, которыми богата эта земля, была не развита — из-за крайней суровости климата и практически полного отсутствия необходимой для организации любого производства транспортной инфраструктуры. Однако такая мононаправленность экономики не устраивала республиканские власти, поскольку ставила в чрезмерную зависимость от конъюнктуры мировых рынков. И Якутия начала планомерно проводить работу по диверсификации экономики и развитию новых отраслей: в первую очередь нефте- и газодобычи, ориентированной на соседние рынки. Уже в конце прошлого века стало ясно, что главным двигателем мировой экономики и главным потребителем энергоресурсов станет Азиатско-Тихоокеанский регион во главе с Китаем. «Начиная с 2002 года мы методично били в одну точку — привлекали частных и государственных инвесторов, чтобы они занимались геологией. Убедились в том, что в Якутии уникальные месторождения углеводородного сырья — чаяндинский газ, талаканская нефть… Мы продвигали эти месторождения, хоть и было трудно, поскольку крупные нефтегазовые компании в то время ориентировались на другие направления трубопроводных маршрутов. Мы инициировали обсуждение и создание Восточной газовой программы, хотя “Газпром” был тогда ориентирован исключительно на западное направление, оставляя вопросы разработки месторождений восточной части России за 2030 годом. Но мы продолжали доказывать и отслеживать конъюнктуру Китая, Японии», — вспоминает президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов.

Результатом совместных действий республиканского центра и федеральных властей стал разворот России в сторону азиатского рынка. Новый меганефтепровод Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО), треть которого (1,5 тыс. км) прошла по территории Якутии, дал возможность вовлечь в работу и восточносибирские, и заполярные, и якутские месторождения нефти. Если в 2007 году на территории республики было добыто 300 тыс. тонн нефти, то в 2012-м — 6,7 млн тонн (+21,8% к уровню 2011 года). И это только начало.

Комплексный подход

Характерные черты развития Якутии — комплексность и последовательность. Еще в 2007 году республиканские власти вместе с Минэкономразвития и другими федеральными министерствами и ведомствами разработали Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. В ее основе — формирование основных производительных сил на базе четырех кластеров: Южно-Якутского (гидроэнергетика, добыча и глубокая переработка угля, железных и урановых руд, природного газа, апатитов); Западно-Якутского (подземная разработка алмазных и освоение нефтегазовых месторождений с созданием газоперабатывающей и газохимической промышленности); Восточно-Якутского (освоение золоторудных и полиметаллических месторождений); Центрального во главе с Якутском (транспортный узел). Конечно, мировой финансовый кризис внес коррективы в сроки реализации некоторых инвестпроектов. Но сама «Схема-2020» при этом осталась неизменной, и в ее реализацию в прошедшие шесть лет из разных источников было вложено почти 1 трлн рублей. На очереди — еще более 1,5 триллиона. «Дальний Восток и Якутия в том числе располагают богатейшими природными ресурсами. Мы должны распорядиться ими эффективно и в интересах наших граждан и государства, нам нужно максимально использовать возможности соседства с экономиками АТР», — убежден Егор Борисов.

Алмазы пока остаются основой якутской экономики. Но в результате выполнения программы комплексного развития Якутии республика приобретет и иные базовые отрасли 092_expert_25.jpg Фото: LORI
Алмазы пока остаются основой якутской экономики. Но в результате выполнения программы комплексного развития Якутии республика приобретет и иные базовые отрасли
Фото: LORI

В прошлом году валовой региональный продукт Якутии впервые превысил 530 млрд рублей; объем инвестиций в основной капитал в целом по республике составил 221,1 миллиарда. Достигнут рекордный объем добычи золота за последние 15 лет — 20,9 тонны (10,7 тонны рудного и 10,2 тонны россыпного), и на 4,7% больше в стоимостном выражении, чем в 2011 году, было добыто алмазов (на 2,8 млрд долларов). Главное, однако, в другом. За прошедшие годы в Якутии было создано несколько новых отраслей, таких, например, как нефтедобывающая. Главный добытчик, «Сургутнефтегаз» (СНГ), в 2012-м ввел в эксплуатацию уже четвертое месторождение в республике — Восточно-Алинское и построил аэропорт, способный принимать воздушные суда первого класса. В этом году СНГ намерен начать нефтедобычу и на Восточном блоке Талаканского месторождения. «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» начинает разработку Среднеботуобинского месторождения, которое к 2017-му будет давать по 6 млн нефти в год. Реализация этих проектов приведет к тому, что общий годовой объем добычи нефти в Якутии к 2020 году может достичь почти 14 млн тонн.

С началом освоения «Газпромом» Чаяндинского газоконденсатного месторождения мощное ускорение в Якутии получает газовая отрасль. В прошлом году здесь добыли чуть меньше 2 млрд кубометров газа. К 2020-му этот объем, вместе с проектами Якутской топливно-энергетической компании и ОАО «Сахатранснефтегаз», может увеличиться до 34 млрд кубометров в год. Конечно, бо́льшую часть этого газа экспортируют в страны АТР (для этой цели в едином коридоре с ВСТО к 2017 году будет построен магистральный газопровод Якутия—Хабаровск—Владивосток). Однако при этом в самой Якутии предусматривается создание газохимических производств, развивается сеть разводящих газопроводов, по которым природный газ поступает в населенные пункты республики.

Крупные вложения в экономику Якутии предусмотрены и угольными компаниями. К 2018 году, по словам председателя совета директоров «Мечела» Игоря Зюзина, только Эльгинский угольный комплекс будет ежегодно выдавать на-гора по 18 млн тонн угля. Кроме того, в Якутии сейчас строится Инаглинский угольный комплекс и возобновляется работа ранее остановленных предприятий, таких как ПФК «Север» в Нерюнгринском районе. Все это дало возможность в 2012 году на четверть — до 12,2 млн тонн — увеличить объем добычи угля в Якутии по сравнению с 2011 годом.

В единой связке

Основная проблема при реализации этих впечатляющих планов — неразвитость транспортной инфраструктуры на территории Якутии и скудность структуры энергетической. По занимаемой площади Республика Саха (Якутия) чуть-чуть уступает Индии, а живет на этих огромных суровых просторах менее 1 млн человек. Поэтому здесь до сих пор почти нет круглогодичных автомобильных дорог с твердым покрытием и цельной энергосистемы, которая бы смыкалась с Единой энергосистемой страны (энергосистема Якутии представляет собой три изолированных энергорайона).

Только чтобы начать решать инфраструктурные проблемы в Якутии, нужны огромные деньги. По подсчетам республиканского правительства, для опережающего возведения объектов электросетевой и транспортной инфраструктуры в одной Южной Якутии с 2013-го по 2017 год надо вложить 134 млрд рублей; 40 млрд рублей необходимо для строительства объектов энергетической инфраструктуры в рамках реализации проекта «Комплексное развитие Томпонского горнопромышленного района». 80 млрд рублей в среднем надо на ближайшие четыре года на строительство автомобильных дорог общего пользования.

Единственный вариант, возможный в данной ситуации, — государственно-частное партнерство (ГЧП) при строительстве инфраструктурных объектов. Главным событием 2011 года в Якутии, например, стала укладка «золотого» звена строящейся железнодорожной линии Беркакит—Томмот—Якутск с участием российского президента. Сейчас на станции Нижний Бестях (этот поселок находится прямо напротив Якутска и отделен от него рекой Леной) ведется строительство более 120 объектов, в том числе железнодорожного вокзала, который будет открыт ко Дню железнодорожника — 4 августа. Пусковой комплекс Томмот—Якутск должен быть введен в эксплуатацию до конца года. 450 км этой железной дороги обойдутся республике, федеральному центру и «Российским железным дорогам» в 48,5 млрд рублей. Но благодаря этому центральная и южная части Якутии получат устойчивую железнодорожную связь с федеральными железнодорожными трассами — БАМом и Транссибом. Теперь на повестке дня следующий этап проекта — автодорожный мостовой переход через реку Лена в районе Якутска, который, согласно распоряжению правительства РФ, будет строиться на условиях концессии.

Сейчас принцип ГЧП пытаются применить при строительстве магистральных линий электропередачи. В Якутии они строятся в основном на деньги федерального бюджета Дальневосточной энергетической управляющей компанией. Однако осенью этого года в республике начнется строительство воздушной линии электропередачи 220 кВ от якутского поселка Пеледуй до поселка Мамакан в Иркутской области, соинвестором которого выступает «Полюс Золото» (ПЗ). За счет участия в этом проекте ПЗ получает гарантированное электроснабжение своих золотодобывающих предприятий в Бодайбинском районе Иркутской области от Вилюйских ГЭС, расположенных в Якутии. А западная изолированная энергосистема республики через подстанцию Мамакан соединяется с энергосистемой страны.

«Проекты, вошедшие в Государственную программу по развитию Дальнего Востока, очень привлекательны. Ресурсы, которыми мы богаты — нефть, газ, уголь, золото, алмазы, — котируемы на рынке и могут найти инвесторов. Главный вопрос — насколько и на каких условиях государство готово участвовать в создании инфраструктуры. Если эти объекты — линии электропередачи, дороги — будет брать на себя частный бизнес, то их необходимо коммерциализировать, чтобы они могли окупиться, к примеру, за счет тарифной составляющей», — убежден в необходимости развивать ЧГП при реализации проектов по созданию транспортной и энергетической инфраструктуры президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов.

До недавнего времени государственные монополии, и в первую очередь РЖД, крайне неохотно шли на реализацию совместных инфраструктурных проектов с частным капиталом, предпочитая дожидаться денег из федерального бюджета. Поэтому часть крайне нужных проектов по повышению, например, пропускной способности железнодорожной сети на подходах к морским портам так до сих пор и не реализована. Однако в случае с Якутией и Дальним Востоком в целом медлить больше нельзя.