Министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на заседании правительства, не исключил, что потребуется использовать средства Резервного фонда уже в 2013 году.
«У нас пока нет оптимизма по поводу исполнения бюджета в текущем году. По оценке ФНС и ФТС, недопоступление доходов может составить в этом году, я скажу цифру страшную, — до триллиона рублей», — сообщил Антон Силуанов. Бюджет оказался в ловушке: с одной стороны, необходимы средства на исполнение предвыборных обещаний президента (за два года общий объем ресурсов, выделяемых из федерального бюджета на реализацию указов президента, составит около 2 трлн рублей), с другой — снижаются доходы. По данным Минфина, доходы будут недополучены от НДС, налога на прибыль, приватизации.
Так, из-за возмещения НДС госкомпаниям налоговая служба недосчитается 213 млрд рублей. После завершения в 2012 году крупных инвестиционных проектов — саммита АТЭС, некоторых олимпийских строек, трубопроводов — госкомпаниям полагается компенсация. По данным Минфина, налоговый вычет нефтяной отрасли вырос на 99 млрд рублей, газовой — на 93 млрд, строителей Олимпиады — на 26 млрд рублей.
К тому же доходы бюджета от приватизации в текущем году могут составить 60 млрд рублей вместо запланированных 427 миллиардов.
«Нужно четко осознавать складывающуюся сегодня ситуацию, которая заключается в следующем: в текущем году нам не удастся скорректировать бюджет в сторону увеличения», — сказал министр. Кроме того, по его словам, «тенденция в горизонте трех лет говорит о том, что необходимо оптимизировать те принятые обязательства, которые мы сегодня исполняем».
В поисках денег Минфин уже объявил о сокращении расходов на здравоохранение и образование, с этой же целью запущен процесс девальвации рубля. Экономисты предупреждают: неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, ужесточение конкуренции на мировом рынке и распространение альтернативных видов энергии неминуемо приведут к снижению экспорта российского ТЭКа и сокращению его доли в доходах бюджета страны. Без политики, направленной на повышение энергоэффективности экономики и ее диверсификации, дефицит бюджета и стагнация обеспечены.
При этом, отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, надо понимать: если страна к глобальным реформам не готова, то она должна жить скромно, по средствам. «То есть отказаться от траты триллионов на модернизацию вооружений, на решение проблем Дальнего Востока, на проведение Олимпиад и чемпионатов мира по футболу. Вряд ли власти пойдут на это. И здесь возникает главный риск для развития страны и экономики. Будут делаться попытки ускорить рост всеми возможными, но внешними, поверхностными средствами — например, увеличением количества рублей. Мы свалимся в еще более низкий рост, будем развиваться от кризиса к кризису. Население будет недовольно замедлением темпов роста экономики и, соответственно, своих доходов», — предупреждает Гурвич.
В то же время непростая ситуация может и должна простимулировать правительство не только поменять финансовую политику, но и задать импульс для роста инвестиций в экономику, отдача от которых ускорит экономический рост и увеличит поступления в бюджет. Решимость правительства «не сдавать» инфраструктурные проекты, традиционно во всех странах имеющие большой мультипликативный эффект, тому пример.
«Важно, что во власти уже начали понимать необходимость снижения стоимости инвестиций, — отмечает заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. — Насыщенность деньгами и кредитами у нас до сих пор двукратно ниже, чем в развитых государствах, многократно ниже, чем в Китае и других странах, чья финансовая система нацелена на “экономическое чудо”, на сверхбыстрые темпы роста».