Усиление конкуренции, меры регулятора по ограничению риск-аппетитов, исчерпание потенциала отдельных продуктов и замедление экономики омрачили перспективы развития кредитного рынка в 2013 году. По прогнозам «Эксперт РА», торможение затронет все ключевые сегменты. Розничное кредитование останется драйвером всего рынка, однако и этому сегменту не избежать замедления. И дело не только в повышении требований к резервированию по необеспеченным кредитам, выданным с начала 2013 года.
«Розничный рынок замедляется и без дополнительных мер регулятора, — полагает Федор Поспелов, председатель правления банка “Траст”. — Это связано с эффектом насыщения и с тем, что объективно входящий поток клиентов ухудшается: в целом закредитованность населения невысокая, однако определенные группы заемщиков имеют большое количество кредитов». Усиление конкуренции с госбанками снижает интерес частных игроков к ипотеке и POS-кредитам. Кредитование крупных компаний сдерживается падением инвестиционной активности бизнеса. Наиболее перспективным сегментом остается кредитование малого бизнеса, однако этот тип клиентов наиболее чувствителен к замедлению экономики, которое наблюдается уже несколько кварталов подряд.
Прерванный полет
По прогнозу «Эксперт РА», по итогам 2013 года темп прироста активов и валового кредитного портфеля банков составит порядка 15 и 17% соответственно. Наш сценарий исходит из замедления динамики реального ВВП до 2–2,5% (с 3,4% в 2012 году). При этом мы не ожидаем каких-либо резких колебаний на мировых финансовых рынках, а также существенных изменений динамики валютного курса и инфляции (целевой ориентир — 6,5–6,6% по итогам года).
Розничное кредитование продолжит демонстрировать высокие темпы роста, однако они не превысят 30%, при этом динамика необеспеченного кредитования снизится с 60 до 45%. Вместе с тем потребкредитование по темпам роста все еще почти в полтора раза будет превышать остальные сегменты. Кредитование крупного бизнеса прибавит не более 10%: по итогам января—апреля 2013 года кредитный портфель крупных клиентов практически не увеличился.
От рынка кредитования малого и среднего бизнеса тоже не стоит ожидать сюрпризов, хотя, по нашим прогнозам, он замедлится меньше других, прибавив 15–16% (17% в 2012 году). Не последнюю роль сыграет постепенное тиражирование крупными банками «кредитных фабрик» для малого бизнеса. Однако новой точкой роста этот продукт в текущем году не станет. Микрокредитование бизнеса повышает потенциальный уровень дефолтности портфеля и требует высоких затрат на построение скоринговых систем. Небольшие банки могут развивать этот продукт в рамках специальной программы МСП-банка (запущена в 2012 году), однако масштабы поддержки рынка со стороны института развития в общем объеме кредитования МСБ остаются незначительными.
Маржа под давлением
На фоне глобального замедления рынка уже до конца 2013 года банки могут столкнуться со снижением процентной маржи. Для фондирования высоких темпов роста потребкредитования крупнейшие розничные фининституты всю вторую половину 2012 года устойчиво повышали ставки по вкладам. За ними вынуждены были следовать банки, не имеющие широкого доступа к корпоративным ресурсам либо к межбанковскому рынку, но при этом кредитующие в основном корпоративный сектор. Положительная динамика депозитных ставок наблюдалась и в 2013 году, лишь в начале мая тенденция к росту была сломлена (см. график 1).
Вместе с тем с начала 2013 года крупнейшие госбанки, обладая широким доступом к «бесплатным» средствам крупных компаний, проводят политику снижения ставок по кредитам предприятиям и населению. В частности, Сбербанк дважды — в марте и мае — понижал ставки, и, по заявлениям руководства банка, до конца года планируется еще одно снижение. При этом большинство клиентов предпочитает фиксировать ставки по вкладам на 1 год, стоимость пассивов будет снижаться довольно медленно. Поэтому прогнозируемое торможение кредитования в сочетании с тенденцией к снижению кредитных ставок способно уже до конца 2013 года привести к заметному сокращению процентной маржи и, как следствие, операционной рентабельности отдельных банков. В зоне особого риска окажутся банки с высокой долей средств физлиц в пассивах и преобладанием в структуре активов ценных бумаг, кредитов организациям и органам власти. Во многом благодаря рознице чистая процентная маржа банковского сектора в 2012 году все-таки немного выросла (см. график 2). В 2013-м мы ожидаем ее снижения (без учета Сбербанка) до 4%.
Дополнительное давление на рентабельность банков в нынешнем году способно оказать и ухудшение качества кредитного портфеля. Это будет связано не только с тем, что станет сложнее «размывать» просрочку по розничному портфелю за счет новых выдач, но и с тем, что снизятся требования к заемщикам на фоне ужесточения конкуренции. Определенного роста просроченных кредитов можно ожидать и на фоне расширения масштабов «кредитных фабрик» для малого бизнеса, поскольку этот инструмент фактически получил свое развитие меньше двух лет назад и еще не прошел проверку на прочность. В связи с этим мы ожидаем роста отчислений в резервы, что фактически будет означать снижение прибыли банковского сектора. Понижательная динамика рентабельности способна снизить интерес акционеров банков к дальнейшим вливаниям в расширение бизнеса, а ведь для многих фининститутов это необходимое условие соответствия новым требованиям регулятора по «Базелю 3». Сегодня базельским нормативам достаточности капитала не соответствует порядка 100 кредитных организаций, к концу года их может стать еще больше.
На фоне очередного витка роста ставок по депозитам вновь разгорелась ожесточенная полемика о необходимости введения дифференцированных ставок отчислений в систему страхования вкладов, поддерживаемая крупнейшими банками. Однако многие банкиры сомневаются, что подобная мера сможет эффективно воздействовать на ставку по вкладам. «На мой взгляд, если у банка есть потребность в пассивах и есть пространство для их роста, даже повышение текущей ставки, которая составляет 0,1 процента, в два или три раза вряд ли приведет к изменению процентной политики банка», — полагает председатель правления банка «Российский кредит» Петр Ушанов.
Добавить роста
Поддержать традиционные сегменты кредитного рынка и помочь отдельным банкам диверсифицировать свой бизнес способен регулятор. Ключевая мера — масштабное расширение действующей системы рефинансирования как за счет увеличения лимитов по существующим инструментам, так и за счет включения в залоговую базу новых продуктов. Сегодня рефинансирование стало не только механизмом поддержания ликвидности банковского сектора, но и одним из основных источников формирования денежного предложения. Расширение масштабов рефинансирования работает на увеличение денежного мультипликатора и насыщение экономики деньгами без раздувания инфляции, стимулируя снижение процентных ставок. «Деятельность банков в настоящее время постоянно контролируется со стороны ЦБ РФ, соответственно, бремя, которое при этом несут банки, желательно уравновесить возможностью получения дополнительных ресурсов, — полагает Петр Ушанов. — Особенно важно, чтобы эти ресурсы были долгосрочными».
Залоговая база по инструментам рефинансирования должна расширяться, в первую очередь за счет низкорискованных долгосрочных кредитов населению (ипотека, автокредиты), а также портфелей ссуд малому и среднему бизнесу 1-й категории качества. Таким образом будет стимулироваться не только развитие социально значимых сегментов кредитования, но и формирование диверсифицированной и более стабильной ресурсной базы. Помимо диверсификации бизнеса такой подход дает банкам сигнал формировать качественную залоговую базу (благодаря более жестким оценке рисков и управлению проблемной задолженностью), что работает на повышение стабильности системы в целом. «Появление новых инструментов рефинансирования — насущная необходимость, и российское банковское сообщество к этому готово, — полагает Федор Поспелов. — Опыт 2008 года показывает, что российские банки способны адекватно распоряжаться средствами: по триллионам рублей кризисного фондирования невозвраты исчислялись лишь десятками миллиардов рублей».
Банки могут и сами снизить возможные потери от сокращения процентной маржи за счет наращивания доли комиссионных доходов. Один из наиболее популярных и прибыльных способов получения комиссий — продажа страховых продуктов в рамках розничного кредитования. По оценкам «Эксперт РА», темп прироста рынка банкострахования по итогам 2012 года составил 28% и был обеспечен прежде всего страхованием жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании (темп прироста сегмента — 77%). «Банки уже в полной мере смогли оценить те прибыли, которые им приносит сотрудничество со страховщиками, — соглашается Сирма Готовац, генеральный директор страховой группы “Уралсиб”. — Размер банковских комиссий по разным продуктам колеблется от 20 до 40 процентов». При этом тенденции к их снижению не просматривается: зачастую страховые компании вынуждены повышать ставки комиссии, чтобы договориться о сотрудничестве с банками, уже работающими с несколькими страховщиками. «В то же время в среднесрочной перспективе стоимостный фактор привлечения клиентского портфеля в банкостраховании начнет отходить на второй план — этому будет способствовать повышение требований банков к качеству предоставляемой страховой защиты, — комментирует Алексей Сидорович, директор департамента развития страховых продуктов компании “БИН Страхование”. — Уже сейчас ведущие банки страны думают не только об уровне комиссионных доходов, но и о репутационной составляющей, которая, в свою очередь, влияет на построение долгосрочных отношений с клиентами». Сегодня наиболее эффективна модель сотрудничества, при которой банки активно развивают кросс-продажи страховых продуктов. Такой подход позволяет повысить лояльность клиентов за счет предложения комплексных решений. «С развитием интернет-банкинга мы ожидаем серьезного увеличения кросс-продаж, — полагает Огульджан Худайберенова, вице-президент по работе с посредниками группы “Ренессанс Страхование”. — Ведь такой современный способ общения с клиентом дает уникальные возможности продвижения персональных продуктов».