Два раза в год, в начале января и в середине июня, Флоренцию наводняют хорошо одетые мужчины — так, что буквально разбегаются глаза и на улицах можно устраивать фэшн-съемки. Чем, кстати, и занимаются стритстайл-фотографы, толпами съезжающиеся сюда во главе с патриархом жанра Скоттом Шуманом, создателем знаменитого блога The Sartorialist. Между тем на флорентийских улицах и без того нет недостатка в хорошо одетых мужчинах. Флоренция с ее историческими модными домами, с ее традицией ателье-сарторий, где одевались и продолжают одеваться многочисленные здешние маркизы, графы и герцоги, с ее окрестными мастерскими и фабриками, где отшиваются вещи для половины люксовых марок всего мира, — один из центров итальянской моды и итальянского стиля вообще. И то, что именно здесь уже много лет подряд проводится главная европейская выставка мужской моды Pitti Uomo, так же неизменно, как испепеляющее тосканское солнце в июне и затяжные дожди в январе.
Зачем мы все тут собрались
Каждое утро со всей Флоренции в сторону Santa Maria Novella и дальше на запад, к воротам Fortezza da Basso, идут мужчины, одетые в большинстве своем в классические костюмы с максимальным количеством традиционных деталей — галстуков, в том числе бабочек, подтяжек, ремней, карманных платочков, бутоньерок и прочего, невзирая ни на какую жару. Около 9 утра эти прекрасно одетые мужчины собираются на площади перед воротами крепости, где их уже радостно поджидают парни и девушки с камерами в руках (тоже, кстати, прекрасно одетые).
Pitti Uomo разрывает все гендерные шаблоны: мало того что хорошо одетых мужчин в разы больше, чем женщин, так еще и в мужской туалет стоят очереди, а в женский — никого. Девушки от всего этого пребывают в легкой эйфории и расположены очень благодушно. Общая расслабленность и чрезвычайно доброжелательная атмосфера выгодно отличает Pitti от недель моды, где все бегают как сумасшедшие. А еще именно здесь собираются все небольшие марки, производящие интересную современную одежду как в самых лучших традициях tailoring, то есть классического мужского гардероба, так и самых передовых технологий со всевозможными хайтековскими штуками и материалами. Это и есть «новый люкс» — самая актуальная альтернатива глобальным люксовым корпорациям и их массовому продукту, локализованное производство небольшими партиями не в Китае и не в Румынии, где производят все и всё, в том числе дорогой люкс. И даже те, кто размещает заказы в Китае (потому что это, как ни крути, сильно дешевле), сами, в собственных лабораториях, готовят и обрабатывают ткани и материалы для своих вещей. И еще одно важнейшее свойство «нового люкса» — возможность непосредственно общаться с владельцами компаний, с теми, кто все придумывает и производит. Здесь, на Pitti Uomo, все они и собираются.

Новый люкс
Конечно, здесь очень много итальянских марок — но Италия естественным образом занимает очень заметную долю рынка мужской одежды. Кроме традиционной итальянской сартории — идеально скроенных приталенных щеголеватых пиджаков и узких брюк, которые сидят на итальянцах так восхитительно, как ни на ком другом, есть марки и более, что называется, sophisticated, то есть рассчитанные на более сложный вкус. Вот, например, чудесная венецианская компания Barena — вся их одежда делается из натуральных тканей, произведенных в Италии («100% сделано в Италии» — сейчас это здесь главный тренд, выдается даже специальный сертификат): шерсти, льна, хлопка, шелка. Мягкие пиджаки Barena в морскую полоску, льняные жилеты, хлопковые рубашки с затейливыми, но благородными принтами, брюки, словно запоминающие форму тела своего хозяина, шьются на фабрике компании в Венеции, стоят недешево, но носятся годами и нисколько не теряют в качестве.

Традиционно на Pitti много японцев — они любят сюда приезжать, многие селятся в Италии и здесь же организуют свои компании и производят вещи. Японцы отлично воспринимают европейские традиции, которые их совершенно марсианский ум перерабатывает самым невероятным образом, и на выходе получается нечто очень рафинированное, с неожиданными смещениями и обычно очень модное. Вот, например, марка Kyuten делает деним из традиционной японской бумаги — сначала она нарезается тонкими полосками, которые потом превращаются в нитки, из которых ткется полотно. В результате получается ткань плотная, но достаточно мягкая, обладающая характерным тактильным эффектом упругости, напоминающем об изначальном сырье. Если раньше ее нужно было специальным образом стирать перед тем, как шить одежду, то сейчас технологию (кстати, запатентованную) усовершенствовали, и этого уже не требуется. При этом сами вещи — куртки, рубашки, джинсы, кофты — легко переносят стирку и выглядят отлично.
Или замечательные японские люди, делающие рубашки под маркой Dix Cinq Six у себя в Токио. Сказать «рубашки» — значит, ничего не сказать. Кроме классических мужских сорочек здесь есть все, что только можно вообразить: американская классика — гавайки и рубашки в клетку, рубашки с эффектом изношенности (каждую потертость и дырочку на манжете делают вручную), рубашки с вышивкой и мережками из самого дорогого египетского хлопка, тонкого, но с плотнейшим переплетением, шелковым на ощупь, чей край подогнут вручную, как на каре Hermès.

А вот Таданори Домио делает под своим брендом Natic Marine, созданным в 1998 году, кроме одежды еще и сумки. Домио работал для нескольких брендов, производящих морскую одежду, и море для него своего рода универсальный код. Естественно, тут есть ветровки и анораки из технологичной ткани со специальной пропиткой, но есть и обычный кэжуал, который отлично смотрится в городе: мягкие рубашки, брюки-карго, разнообразные легкие пиджаки, поло в морском стиле. А кроме всего этого еще и сумки из старых парусов всех форм и размеров, которые выглядят просто отлично. И во всех этих марках есть такой особый взгляд на европейскую одежду и такое маниакальное отношение к качеству каждой детали, свойственные только японцам, которые и делают их совершенно замечательными.

Специальные проекты
Именно с японцами связано и главное впечатление от специальных проектов на Pitti Uomo — а в рамках Pitti всегда масса разнообразных событий помимо, собственно, самой выставки. На этот раз специальным гостем 84-й Pitti Uomo был японский мужской бренд Kolor. Сидя на этом показе, устроенном на спортивной площадке городского парка, рядом с очень хорошей московской журналисткой, пишущей про мужскую моду, мы одновременно, не сговариваясь, воскликнули: «Как классно! Сама бы носила!» Юничи Абе, владелец и дизайнер марки, вот уже почти десять лет выпускает урбанистичную функциональную одежду, используя, разумеется, самые передовые технологии. И эта одежда отлично смотрелась в декорациях бетонной коробки спортивной площадки: на бетонные стены проецировалось видео в реальном времени, то есть живые модели шли по подиуму, а их проекции — по стене. Как все японцы, Абе буквально помешан на тканях и фурнитуре, на их фактуре, на способах их производства и обработки. При этом в основе его коллекции всегда понятный набор силуэтов: классика — рубашки, пиджаки, блейзеры, кардиганы, тренчи, галстуки и галстуки-бабочки, платки; кэжуал — брюки-чинос и брюки-карго, шорты-бермуды, куртки-бомберы и т. п. Все это сделано из материалов, по которым сразу видно, что к ним от всего сердца применили разнообразные технологии. Пыльники, обработанные так, чтобы достичь причудливого мятого эффекта; шорты из ткани с особой пропиткой; болоньевые сумки на жестком каркасе; отличнейшие панамы, мягкие, но не теряющие формы; двусторонние блейзеры с принтами, как на старых обоях; пиджаки, похожие на куртки для бега. Все это могло стать несколько монотонным, но к этим сдержанным вещам Юничи Абе добавил сандалии, расшитые золотом, в каком-то почти индийском стиле, и этот неожиданный штрих чрезвычайно оживил всю коллекцию, сбив монотонность.

Другой интересный спецпроект был связан со льном, который вообще стал главным материалом этой летней Pitti. На площади Санта-Мария-Новелла была устроена инсталляция, посвященная льну. В самом ее центре, как раз между двумя обелисками на черепахах, где во времена Козимо I Медичи устраивались гонки на колесницах, стояли чучела в льняных хламидах, лежали тюки со льном-сырцом и кипы льняной пряжи. А посредине был устроен ярко-голубой конструктивистский павильон, где с потолка свешивались куски льняной ткани самого разного цвета и фактуры. Там же по стенам была развешана льняная одежда на все случаи жизни от самых разных марок и показывали видео про производство льна и работу с ним. Все это происходило в кооперации с Marzotto Group, крупнейшим итальянским производителем текстиля, льняного в том числе. Поэтому кроме всего прочего показывали слайды с показов летних коллекций, в которых использован лен Marzotto Group — Chanel, Bottega Veneta, Salvatoro Ferragamo и других серьезных людей. Кроме инсталляции на Санта-Мария-Новелла у Marzotto с Pitti Uomo был специальный проект: Marzotto дали свои льняные ткани студентам трех знаменитых фэшн-школ — лондонской Central Saint Martins, венецианской Università Iuva и флорентийской Polimoda, те сделали коллекции и показали их на Pitti. Темы коллекций — формальная одежда, этника и кэжуал/спорт. Среди них оказалось столько интересных вещей, что организаторов завалили вопросами по поводу дальнейшей судьбы этой одежды (а она принадлежит сшившим ее студентам). Возможно, будет устроен аукцион, и вырученные деньги пойдут на какой-нибудь проект. И это тот самый способ, которым в современном мире и делают важные дела: чтобы продвигать промышленное производство, используют моду и арт, и в результате рады все — и производители тканей, и молодые дизайнеры, и публика.

Куда все идет
Разумеется, любое мероприятие такого рода — это прежде всего способ увидеть тренды, актуальные и будущие, и понять, куда движется мужская мода. Этим анализом тут занимаются все — блогеры, журналисты, фотографы, байеры, маркетологи. Причем разглядывая не только стенды, но и их посетителей, потому что именно они, самые продвинутые фэшн-пользователи, определяют то, что завтра появится на прилавках магазинов масс-маркета и на улицах больших городов.
В последние годы в мужской моде было два главных тренда. Первый — это классика самого канонического образца, этакий grandpa style, то есть традиционный мужской стиль, как с фотографий 30–40-х годов прошлого века. Везде, даже в унылой с точки зрения моды Москве, появились франтовато одетые мужчины, умеющие носить приталенные костюмы с лоферами и оксфордами на босу ногу и подбирать карманные платки, бабочки и яркие галстуки. Второй называется по-разному и объединяет и casual, и vintage, и outdoor — это бородатые мужчины в подчеркнуто винтажных клетчатых рубашках, потертых футболках, мешковатых штанах и спортивной обуви. И то и другое несколько поднадоело: от бородачей в идеально скроенных костюмах или, напротив, в старых американских джинсах уже было некуда деваться — ими забиты все стритстайл-блоги и даже весь глянец.
Но сейчас направление очевидно меняется. И если костюмы с бабочками никуда не денутся — классика вечна, то с мешковатыми штанами и трекинговыми ботинками, видимо, придется на время проститься. В будущем нас ждет то самое соединение спорта, функциональности, традиционной элегантности и high-tech, которое показал все тот же Kolor. Именно такой smart casual со всей очевидностью идет на смену grandpa style и outdoor, достигшим пика и неизбежно идущим на спад. Будущее не за щеголями и франтами, а за собранными парнями, в чьих outfits (то есть ежедневном наборе одежды) виден их интеллектуальный выбор и непременное увлечение высокими технологиями. Можно уверенно сказать, что именно этот стиль будет массовым на Pitti уже буквально в следующем году. И это только радует — что может быть лучше, чем стройные мужчины в аккуратной, интересно придуманной и технологично сделанной одежде.