Когда год назад музей и его директор отмечали свои юбилеи, некоторые путали, кому из них сколько: во всеобщем сознании Ирина Антонова и ГМИИ имени Пушкина настолько слились воедино, что, кажется, она же его и основала. На самом деле Ирина Александровна работает в музее без малого семьдесят лет, из них 52 года (с февраля 1961-го) его возглавляет. Ее форма правления — абсолютная монархия, и, перефразируя одного из Людовиков, она могла бы сказать: «Музей — это я». Благодаря ей за прошедшие полвека в Пушкинский музей чаще, чем в Третьяковку, Исторический и Кремль, вместе взятые, выстраивались многочасовые очереди (чтобы увидеть недавнего Пикассо в последние дни работы выставки очередь занимали с ночи). Это при ней в музей приезжали «Мона Лиза» Леонардо, «Дама под покрывалом» Рафаэля и «Венера Урбинская» Тициана — работы, которые музеи, их хранящие, стараются из своих стен не выпускать. Это она показала в Москве шедевры из Старой пинакотеки Мюнхена и мадридской коллекции Тиссен-Борнемисы, выставки Модильяни, Шагала, Уорхола, Тернера, Караваджо и наконец, под занавес своего правления, — прерафаэлитов и Тициана. Среди безусловных заслуг Ирины Антоновой — открывшийся в середине 1990-х Музей личных коллекций и следом — Галерея искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков, детский центр «Мусейон».
Однажды в телеинтервью Антонову спросили, есть ли у нее враги. «Конечно! Если бы их не было, это значило бы, что я ничего не стою», — ответила гранд-дама. Но говоря объективно, за фасадом с колоннами действительно накоплено немало проблем. Например, у музея совершенно нет заметных собственных выставок, и основная коллекция висит (или лежит в запасниках) тяжелым грузом. Все проекты, на которые выстраиваются очереди, сплошь привозные. Хромают и дизайн, и качество экспликаций, и уровень сопутствующего сервиса — от еды в кафе до сувенирной продукции. Наконец, среди самых сложных задач, решать которые придется уже новому директору, — зависший проект создания музейного квартала и идея воссоздания Музея нового западного искусства.

Выбором «наследника» Ирина Антонова занялась сама, никому не доверяя. Казалось бы, за столько лет она могла бы воспитать себе достойную смену, однако госпожа директриса никогда не терпела рядом с собой не только конкурентов, но и сильных профессионалов — в ее королевстве каждый должен знать свое место, и хозяйка там только одна. Нынешняя смена власти не стала исключением. Ирина Антонова воспротивилась появлению в музее Зельфиры Трегуловой, нынешнего заместителя генерального директора по выставочной работе Музеев Кремля (из всех возможных кандидатов, о которых говорили в кулуарах, этот выбор был бы, вероятно, самым удачным и логичным — в Кремле под руководством Трегуловой не переводятся хорошие свои и зарубежные выставки), не стерпела своего бывшего заместителя Андрея Толстого, не допустила бывшего директора Института искусствознания Дмитрия Трубочкина. И самолично пригласила Марину Лошак, лишь год как сменившую небольшую галерею на Винзаводе на очистившиеся от шуб и меда оба Манежа и залы под памятником «Рабочий и колхозница».
Этот выбор вызвал немало вопросов. Этично ли, что во главе одного из крупнейших государственных музеев становится человек, не одно десятилетие посвятивший формированию частных коллекций и галерейной работе, то есть — активной коммерческой деятельности на ниве искусства? (Во всем мире существует негласное правило: музейщик не может быть даже коллекционером, его взаимоотношения с искусством должны ограничиваться чисто научным интересом.) Легко ли в один момент обрести размах, необходимый для директора музея мирового уровня и войти в международное музейное и искусствоведческое сообщество? Перейти от работы с авангардом и современным искусством к искусству классическому? Из посетителя академических музеев превратиться в его руководителя? Очевидно, что Марине Лошак многое придется осваивать не на ходу даже, а на бегу.
Впрочем, у нового директора есть и свои козыри в рукаве. Последний год работы Лошак в МВО «Манеж» наглядно свидетельствует о значительном ресурсе доверия со стороны московских градоначальников. А это куда важнее ученых степеней в борьбе за музейный квартал, которую не удалось выиграть Ирине Антоновой. К тому же сама Ирина Александровна никуда пока из ГМИИ не ушла. И хотя специально созданная для нее должность президента музея предполагает функции советника, а не начальника, вряд ли Ирина Антонова полностью выпустит из своих рук бразды правления. Так что королева пока не уходит. Лишь делает шаг в тень.