Революция пошла вразнос
Свержение Мухаммеда Мурси в Египте поставило точку в «арабской весне». Ее главное достижение — проект «исламской демократии» — оказалось нежизнеспособным

Твиттерная революция в Египте завершилась в ночь с 3 на 4 июля последним постом в сети «Фейсбук» первого демократически избранного президента Мухаммеда Мурси. «Я лучше погибну, чем добровольно отдам власть, став посмешищем в глазах потомков», — написал он, после чего был арестован военными и отправлен то ли на одну из армейских баз, то ли в здание разведки.
Вместе с Мухаммедом Мурси была арестована верхушка «Братьев-мусульман» (в Египте это движение называют «Ихван»). Совершивший военный переворот министр обороны Абдель Фаттах ас-Сиси объявил о приостановке действия конституции, назначил временно исполняющим обязанности президента главу Верховного суда Адли Мансура.
Военный переворот в стране был встречен неоднозначно. С одной стороны, его поддержали миллионы светски настроенных египтян. К моменту совершения переворота они уже несколько дней устраивали митинги и демонстрации по всей стране, требуя отставки исламиста Мурси. Однако есть и другие миллионы — жители провинции, которым Мухаммед Мурси импонировал. В пятницу они устроили массовые манифестации (получившие название «пятницы отказа»), требуя вернуть законно избранного президента.
На момент сдачи номера в печать не было известно, чем завершилось это противостояние. Собственно, итог особого значения не имеет. Сам факт военного переворота лишил Египет последних шансов на установление стабильной легитимной демократической власти, способной принимать серьезные политические решения. И независимо от того, кто победит в схватке между египетскими исламистами и секуляристами, страну в ближайшем будущем ожидает экономический коллапс.
Свержение «Ихвана» также фактически ставит крест на той политической модели, которую предложила региону «арабская весна», — исламской демократии. По целому ряду причин арабский мир (что видно на примере не только Египта, но и Ливии, и Туниса) оказался не готов даже к этой упрощенной форме демократии. И на вопрос о том, как жить дальше, у арабских политологов ответа нет. У западных тоже.
«Арабский мир разваливается, он превращается в то, чем был до прихода Османской империи: конгломерат кланов и больших семей — хумул, племен и альянсов племен, этнических меньшинств, религиозных и криминальных группировок», — говорит «Эксперту» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
№27 (858)
8 июля 2013 - 14 июля 2013 В номере: Тема недели Повестка дня- Коротко
- Бюджет попал в ловушку
- РТС создает не биржу
- Европе не хватает российской нефти
- Посадить президента
- Финский подарок