Койко-место

Михаил Кичанов
12 августа 2013, 00:00
Марина Никифорова, 23

Марина Никифорова, 23; образование:  Новосибирский государственный университет
Ксения Черникова, 23; образование:  Новосибирский государственный университет
Евгений Гришаков, 23; образование:  Новосибирский государственный университет

сфера деятельности: предоставление услуг хостела

стартовые вложения: 500 000 руб.

«Идея открыть хостел родилась три с половиной года назад. Вдохновил бизнес-опыт моей подруги, открывшей хостел в Санкт-Петербурге. К тому времени подобный формат размещения уже успел стать привычным в столицах, в Новосибирске же в 2010 году не было ни одного хостела, и я подумала, что неплохо было бы и в моем городе попробовать организовать такую услугу», — рассказывает сооснователь сети хостелов «Достоевский» Марина Никифорова. Правда, реализовать идею Марине и ее первому партнеру — Ксении Черниковой — удалось только через год после окончания университета.

Ждали иностранцев

Первый хостел «Достоевский» (23 места) для его основателей стал настоящим экспериментом. «Поначалу было тяжеловато. Мы недостаточно хорошо просчитали, что потребуется клиентам. Например, в нашем хостеле сначала не было кухни — мы думали, что постояльцам она не нужна. Но, как оказалось, ошибались, пришлось спешно оборудовать кухонную зону. В общем, исходили из спроса», — вспоминает Марина Никифорова. Но при этом ребята хорошо представляли желанного клиента — европейца, американца, австралийца. В том, что с этими людьми удастся найти общий язык, они не сомневались, ведь Марина была президентом студенческой ассоциации AIESEC NSU, много общалась с иностранными студентами и хорошо их понимала. Отсюда и несколько неожиданное название хостела — основателям компании хотелось, чтобы их проект сразу громко звучал, был узнаваем и понятен как внутри страны, так и за ее пределами.

Сегодня иностранцы составляют не более 30 процентов постояльцев «Достоевского». «Это жители Германии, Франции, Испании и других стран Евросоюза. Бывают ребята из Америки и Австралии. Из Азии тоже бывают, но меньше», — перечисляет гостей Марина. В основном это молодежь до 30 лет, так называемые бэкпэкеры — люди, покоряющие города и веси с рюкзаком за спиной. Новосибирск для них не конечная точка маршрута, а один из городов, стоящих на Транссибирской магистрали. Такие путешественники ориентированы на бюджетный и «дикий» туризм, и остановка в хостеле для них — лучший вариант. Стоимость проживания там варьируется от 350 (комната на 10 человек) до 750 рублей (двухместная). Понимая, что такой клиент за короткое время хочет получить максимум знаний и впечатлений о новом городе, «Достоевский» готов помочь сориентироваться в мегаполисе, организовать экскурсию или заказать трансфер.

Для привлечения иностранцев хостел использует сайты онлайн-бронирования — например booking.com и социальные сети. «В какой-то степени работает и сарафанное радио», — отмечает Марина Никифорова.

Но основную кассу «Достоевскому» делают российские путешественники, причем живущие неподалеку от Новосибирска. Кто-то приезжает, чтобы увидеть огромный сибирский город, кто-то по делу — на семинар, выставку или фестиваль. Как правило — на два–три дня. Но бывают и исключения: задерживаются на два–три месяца. «Это заблуждение, что в Новосибирске нечего смотреть. Мы видим, что город интересен гостям. Но, конечно, большая часть наших постояльцев оказывается в Новосибирске по случаю. Когда, например, проходит молодежный инновационный форум Interra, свободных мест обычно нет», — говорит Никифорова.

Спрос на хостелы носит ярко выраженный сезонный характер. Летом, когда люди предпочитают активно путешествовать, места нужно бронировать заранее.

Может окупиться за год

Хостел — быстроокупаемый бизнес. При средней загрузке в 50–60% инвестиции можно вернуть всего за год. Это побудило собственников «Достоевского» через два года после создания первого хостела открыть второй. Так у автора идеи Марины Никифоровой появился еще один партнер — Евгений Гришаков. Новый хостел на 20 мест стал больше (120 кв. м вместо 100), ярче и дороже — вложения около одного миллиона рублей. По словам Никифоровой, в Новосибирске могут быть востребованы и более вместительные хостелы: «Думаю, некритично и на 40–50 мест. Такие заказы на нашем рынке бывают. Да и чтобы выровнять фактор сезонности, целесообразно открывать хостел побольше. Но для этого нужно помещение с отдельным входом, а это проблема». Правда, и размещение хостела в обычной квартире многоэтажного дома — это тоже проблема. Жильцам часто не нравится такое соседство, несмотря на то что размещается хостел в доме на законных основаниях.

Лучшее место для хостела — центр города с хорошей транспортной доступностью, а в случае с Новосибирском — еще и по линии метро. Если это квартира, то важно, чтобы в ней была возможность создавать дополнительные санузлы. Если это нежилое помещение, то оно должно иметь отдельный вход. Естественно, проще всего организовать хостел в жилом доме.

 032_expert_32_2.jpg

На поток

Проект «Достоевский» оказался интересен для тиражирования. Весной прошлого года одноименный хостел по франшизе открылся в Челябинске, и собственники проекта на этом останавливаться не собираются. «К нам обратился начинающий предприниматель, который решил открыть хостел, но хотел изначально все сделать правильно, избежав ошибок новичка. Мы договорились, что передадим весь свой опыт, а он откроет хостел под нашим брендом. В течение двух месяцев мы делились с ним премудростями бизнеса. Нам было интересно, как наш проект может масштабироваться. И мы поняли, что концепцию нужно еще дорабатывать, для того чтобы франшиза стоила хороших денег и была интересна для инвесторов из других городов», — комментирует Марина Никифорова.

Сегодня в Новосибирске около десятка хостелов, и места, похоже, пока всем хватает. Еще несколько хостелов откроется до конца года. В частности, осенью ожидается открытие FUNKEY hostel на 40 мест общей площадью около 260 кв. м.

Калькулятор

В каждом из двух хостелов «Достоевский» работают по очереди три администратора, ФОТ одного хостела составляет около 40–45 тыс. рублей в месяц. Аренда полногабаритной квартиры в центре города площадью 120 кв. м  обходится в 50–60 тыс. рублей; коммунальные расходы — в 10–12 тыс. рублей. Расходов на прачечную нет — администраторы стирают и гладят белье сами. Нет дополнительных трат и на клининг. То есть расходы достигают 110–120 тыс. рублей в месяц. При средней заполняемости (около 60%) и усредненной стоимости одного койко-места месячный оборот компании составляет около 200 тыс. рублей.

В первоначальные вложения входит дизайн, ремонт, мебель. «Я не знаю, что бы мы делали без IKEA. Те двухъярусные кровати, которые предлагают другие мебельные компании, или внешне непрезентабельны, или стоят дороже, или сделаны некачественно. Если бы еще IKEA предоставляла корпоративные скидки клиентам, которые покупают по десять кроватей, то мы совсем были бы счастливы», — смеется Марина Никифорова.

Планы

Владельцы «Достоевского» уверены, что по мере развития рынка в сибирских городах хостелы будут предлагать своим постояльцам все больше услуг. Так, как это принято в Европе. Там крупный хостел нередко обладает СПА-салоном, велопрокатом, конференц-залом и даже баром. Словом, предоставляет примерно те же услуги, что и гостиница. «Если это европейский туристический город, то проблем с заполняемостью хостела нет. Более того, там стоят очереди на проживание. У нас же этот рынок находится на начальной стадии развития. Конечно, со временем и у нас будет больше спрос, а значит, и больше услуг. Мы намерены идти по этому пути», — подчеркивает Марина Никифорова. Также собственники «Достоевского» рассматривают возможность покупки недвижимости под хостел, чтобы не связываться с непредсказуемой долгосрочной арендой.