О портфолио неэффективности

Разное
Москва, 26.08.2013
«Эксперт» №34 (864)

Скандальность нынешних выпускных экзаменов не осталась без последствий. На словах-то отношение власти к ЕГЭ не поменялось: когда премьеру задали вопрос на эту тему, он ответил, как и в прежние годы. Что не видит единому госэкзамену альтернативы и что сколько бы в нём ни было недостатков, с ним стало много лучше, чем было без него: «Система работает и будет работать». На деле же вверху уже осознали, что система не очень-то работает и вряд ли сможет работать лучше. Об этом говорит и увольнение свежего (года не проработал) главы Рособрнадзора, и спешная коррекция базовой идеи ЕГЭ, его исключительности. Видимо, уже с будущего года наряду с результатами экзаменов по профильным предметам при приеме в вузы будут засчитывать и средний балл аттестата выпускника, и некий портфолио. Сколько именно дополнительных баллов получит абитуриент за счёт новых слагаемых, пока неизвестно, «но это в любом случае будет существенная прибавка» (замминистра Климов). Ясно, что таким образом главное и все эти годы до тошноты превозносившееся достоинство всей системы, независимость от предвзятого подхода школ к своим ученикам, уничтожается тем надёжнее, чем более «существенной» будет прибавка. Но ясно и то, что славословить ЕГЭ как неоспоримое свидетельство успеха образовательной реформы это противоречие Минобру не помешает. Своих промахов там не признают никогда, что бы ни случилось.

Ведь чем до сих пор объясняли вожди образования нарастающую с каждым годом волну скандалов вокруг любимого детища? Тем, что публика не та. Мол, у французов или, там, у голландцев всё то же самое идёт гладко, а у нас все списывают как подорванные — и по предварительному сговору, и с применением технических средств — потому что менталитет такой. Будь это и правдой, это приговор самим реформаторам: вы же сочиняли ваши новшества не для сферических коней в вакууме, а для работы здесь и сейчас — значит, скверно сочинили. Но дело не в менталитете, а в грубых ошибках образовательных воротил. В любой стране мира устройте госэкзамен как у нас — чтобы по его итогам оценивалась работа: учителя, директора школы, ректора вуза, местных и общенационального образовательных ведомств, а заодно и губернаторов, — в результатах можете не сомневаться. На второй год списывать будет четверть ребят, на третий половина, на пятый — большинство, кальвинисты они или вудуисты. Я уж не говорю о том, что материалы ЕГЭ «приводят в порядок» второе десятилетие, что позволяет надёжно оценить уровень профессионализма приводящих. Я не говорю о том, что вузы в один голос кричат о снижении уровня поступающих в пандан повышению приносимых ими баллов. Я не говорю о «егэизации» школ, резко ухудшившей качество обучения. Толку нет обо всём этом говорить. Всё одно реформаторы продолжат считать, что кругом правы, что их критики либо неумны, либо недобросовестны, а реформа идёт от победы к победе.

А потому, когда минобровцы обвиняют Академию наук в неэффективности, это даже не фарс, а гиньоль: большего торжества неэффективности, чем сам Миноб

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (864) 26 августа 2013
    Выборы
    Содержание:
    Москва. Лето. Выборы

    Кремль задает новый тренд: рост политической конкуренции. Выборы в Москве и других регионах призваны показать пример бескомпромиссной борьбы

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама